Особенности политического и экономического уклада, влияющие на бизнес в Беларуси
Обратим внимание на особенности политического и экономического уклада Беларуси, которые во многом определяют условия ведения бизнеса в нашей стране.
1. Одной из основных особенностей политической системы Беларуси, которая влияет на экономическую систему, в том числе на частный бизнес, является сильная президентская власть. Акты Президента Республики Беларусь (указы и декреты) имеют большую юридическую силу, чем законы.
Сохраняется практика вступления в силу актов Президента, в том числе по налоговым и таможенным вопросам, «задним числом»: принимаются, например, в марте или апреле, но действуют с января текущего года. А затем контролирующие органы штрафуют субъектов хозяйствования за то, что в январе или феврале они «нарушили» акт, который еще не был принят.
2. Многие практически важные вопросы ведения бизнеса урегулированы в законодательстве только в общих чертах (либо вообще не урегулированы). Частично их регулирование отдается на откуп местным исполнительным и распорядительным органам (исполкомам).
К примеру, процедура открытия производства (зала игровых автоматов, компьютерного клуба и т. д.) в законодательстве прямо не прописана. Для этого необходимо обращаться в исполком, где соответствующий отдел даст перечень инстанций, у которых необходимо получить согласование.
Регулирование многих вопросов исполкомами приводит к тому, что в различных областях республики одни и те же вопросы регулируются по-разному. Возможность решения вопросов руководителями местных исполкомов привносит в решение вопросов субъективный подход.
3. Законодательство Республики Беларусь содержит огромное количество подзаконных актов (Инструкций, Положений, Правил и др.).
Многие из этих подзаконных актов периодически изменяются, немалое их число не согласованы между собой. Как следствие, субъекты хозяйствования зачастую не могут найти однозначного правила поведения в той или иной ситуации. Это вынуждает их обращаться за разъяснениями к соответствующим государственным органам. Те, в свою очередь, не всегда дают внятные и соответствующие законодательству разъяснения. Чаще ограничиваются формальными отписками.
4. Законодательство Республики Беларусь содержит нормы, без достаточных оснований ограничивающие ведение бизнеса.
Так, указом Президента установлено, что предприниматели вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
В 2009 г. Нацбанк запретил банкам выдавать кредиты физическим лицам в иностранной валюте. Этот запрет действует до сих пор.
В первой половине 2010 г. в Беларуси урегулировано использование национального сегмента сети Интернет. По жесткости контроля за сетью Интернет это регулирование занимает третье место после Китая и КНДР.
5. Налоговая система Республики Беларусь исторически имеет крайне запутанную структуру. И хотя сегодня делаются определенные шаги по ее упрощению, этого пока недостаточно для того, чтобы бизнесу стало проще работать.
На сегодняшний день налоговое законодательство Беларуси содержит несколько тысяч действующих документов. Отсутствует единый документ, в котором были бы перечислены все взимаемые в Республике Беларусь налоги и правила их исчисления и уплаты.
С 1 января 2010 г. в Беларуси введена в действие Особенная часть Налогового кодекса. Однако наряду с ним продолжают действовать ранее принятые и появились новые акты Президента, решающие вопросы налогообложения.
Большое количество налогов, сложная система администрирования налогов, большой объем норм налогового законодательства требуют значительного количества бухгалтерских работников, влекут ошибки при исчислении и уплате налогов, признаваемые правонарушениями, за которые широко применяются штрафные санкции. Например, только за 11 месяцев 2010 г. налоговые органы Беларуси признали административными 68 236 нарушений руководителями и иными лицами субъектов хозяйствования.
В ежегодных исследованиях Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing business» последние несколько лет Беларусь стабильно занимает 99-е, место по налогообложению.
6. Отношения бизнеса с контролирующими органами в Беларуси имеют свою специфику. Контролирующим органам ставится задача выявить нарушения в деятельности субъекта хозяйствования и обеспечить перечисление в бюджет соответствующих штрафных санкций за эти нарушения.
За выявленные нарушения к ответственности могут привлечь и организацию (средний размер штрафов составляет около 2000 долларов США), и виновное должностное лицо организации (средний размер штрафов составляет около 300 долларов США).
В качестве дополнительной санкции за многие правонарушения предусмотрена конфискация (выручки, товаров, предметов административного правонарушения). Типичным примером является дела об административных таможенных правонарушениях, по которым применяется конфискация транспортного средства, использовавшегося при перемещении товаров через таможенную границу, и при этом вне зависимости от вины собственника транспортного средства в таком правонарушении.
В случае оспаривания наложения административного взыскания суды нередко по умолчанию занимают сторону контролирующих органов. Количество выигрываемых судебных дел данной категории вряд ли превысит 20 процентов.
В Республике Беларусь насчитывается около четырех десятков контролирующих органов, каждый из которых может проверить субъекта хозяйствования по тем или иным вопросам.
7. Реальной приватизации в Беларуси не проводится. Президентом был принят указ, который (как предполагалось) должен был дать импульс для приватизации.
Однако во исполнение указа на приватизацию в первую очередь были выставлены государственные предприятия, которые не представляли большого интереса для инвесторов. Также был утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации (в этот перечень попали наиболее прибыльные государственные предприятия, которые могли бы быть наиболее интересны для инвесторов).
Поэтому бума приватизации в Беларуси не возникло. Приватизационные сделки проходят, но их немного.
В 2010 г. в начале весны был утвержден перечень из пяти предприятий, подлежащих приватизации в этом году путем показательной продажи акций через биржу (Бобруйский машиностроительный завод, ВолМЕТ, Лидский литейно-механический завод, Бархим и Речицкий текстиль). Однако на конкурсы по продаже акций этих предприятий, которые проводились в августе—сентябре 2010 года (а повторные конкурсы — конце осени 2010 г.), не было подано ни одной заявки.
Еще одной значительной особенностью приватизации в Беларуси является то, что продажа акций приватизируемых предприятий обычно производится с обязательными условиями, предъявляемыми инвестору: сохранить в течение определенного времени профиль предприятия, количество сотрудников, поддерживать социальную инфраструктуру предприятия (общежития, детские сады и т. д.).