Открываем иностранное или совместное предприятие

Материал был актуален на момент написания статьи.
По всем вопросам пишите нам info@startbiz.by.

 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, одним из способов ведения предпринимательской деятельности нерезидентов на территории нашего государства является регистрация коммерческой организации. В данной статье мы рассмотрим практические вопросы, связанные с открытием в Беларуси коммерческой организации с иностранными инвестициями.

 

Настоящая статья будет касаться вопросов учреждения иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь коммерческих организаций в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО, LLC), закрытого акционерного общества (ЗАО, SA), частного унитарного предприятия (частного предприятия, Private Enterprise), поскольку данные организационно-правовые формы коммерческих организаций являются наиболее распространенными и удобными для ведения бизнеса иностранным инвестором на территории Республики Беларусь.

 

В данной статье не рассматриваются вопросы приобретения иностранными инвесторами долей (акций) в уже действующих коммерческих организациях на территории Республики Беларусь, а также вопросы приобретения действующими коммерческими организациями статуса компании с иностранными инвестициями.

Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы открытия и деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь в ред. (далее - ИК) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 (далее - Положение).

Прежде всего, разберемся, кто относится к иностранным инвесторам и что признается иностранными инвестициями согласно законодательству Республики Беларусь, а также как иностранные инвесторы могут стать участником коммерческой организации на территории Республики Беларусь.

Согласно ч. 1 ст. 5 ИК создание юридического лица является одной из форм осуществления инвестиционной деятельности на территории Беларуси.

Иностранными инвесторами в соответствии с ч. 2 ст. 3  ИК признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

 

Под инвестициями согласно ст. 1 ИК понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Таким образом, иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиционную деятельность как в форме учреждения новых коммерческих организаций на территории Республики Беларусь, так и в форме приобретения долей в уставном фонде (акций) в действующих (зарегистрированных) коммерческих организациях.

 

 

Виды коммерческих организаций с иностранными инвестициями

 

Согласно ч. 2 ст. 77 ИК иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Таким образом,  все коммерческие организации с участием иностранного инвестора  можно классифицировать по двум критериям:

1) в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации и

2) в зависимости от объема иностранных инвестиций – размера вклада иностранного инвестора в уставный фонд коммерческой организации.

 

Во-первых, коммерческие организации с участием иностранного инвестора  делятся в зависимости от их организационно-правовой формы  на:

-     общество с ограниченной ответственностью (ООО);

-     общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

-     закрытое акционерное общество (ЗАО);

-     открытое акционерное общество (ОАО);

-     хозяйственное товарищество (полное и коммандитное);

-     частное унитарное предприятие (частное предприятие);

-     коммерческие организации иных организационно-правовых форм в соответствие с законодательством Республики Беларусь.

 

Во-вторых, в зависимости от объема иностранных инвестиций коммерческие организации делятся на:

1. коммерческие организации с иностранными инвестициями:

1.1.  коммерческие совместные организации:

- совместное общество с ограниченной ответственностью (СООО);

- совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) и т.п.;

1.2.коммерческие иностранные организации:

- иностранное общество с ограниченной ответственностью (ИООО);

- иностранное закрытое акционерное общество (ИЗАО);

- иностранное частное унитарное предприятие по оказанию услуг (иностранное частное предприятие) и т.п.;

2. коммерческие организации с участием иностранного инвестора (инвесторов).

 

В первом случае коммерческая организация имеет «специальный» статус компании «с иностранными инвестициями» (СООО, ИЗАО и т.п.), во втором - учреждается в одной из перечисленных организационно-правовых форм (ООО, ЗАО и т.п.) без такого статуса.

 

Остановимся подробнее на отличиях, а также особенностях регистрации и деятельности коммерческих организаций, учреждаемых иностранным инвестором в каждом из указанных случаев.

 

 

Коммерческие организации с иностранными инвестициями

 

Как ни парадоксально это звучит, не все коммерческие организации с участием иностранного инвестора являются коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Статус компании «с иностранными инвестициями» присваивается компаниям по инициативе иностранного инвестора в случае соблюдения им требований, установленных законодательством Республики Беларусь (в первую очередь – ИК) для такого вида компаний.

 

Согласно ч. 3 ст. 77 ИК коммерческой организацией с иностранными инвестициями признается юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

 

В целях определения особенностей государственной регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

 

Согласно ч. 3 ст. 80 ИК коммерческой совместной организацией является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Например, совместное общество с ограниченной ответственностью «Б», учредителями которого выступают Акционерное общество «R» (иностранное юридическое лицо) с вкладом в уставный фонд в размере 20 000 долларов США и гражданин Республики Беларусь Иванов И.И. с вкладом в уставный фонд в размере 5 000 долларов США.

 

Согласно ч. 4 ст. 80 ИК коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов. Например, иностранное частное унитарное предприятие по оказанию услуг, учредителем которого выступает гражданин Украины Панко П.П. с вкладом в уставный фонд в размере 20 000 долларов США.

 

Таким образом, законодательством установлен «минимальный» вклад иностранного инвестора в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

 

Однако согласно п. 2 Положения независимо от организационно-правовой формы и статуса компании законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться дополнительные требования к размеру и порядку формирования уставного фонда компании в зависимости от вида ее деятельности. Так, согласно п. 15-16 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь №530 от 25.08.2006 г., размер уставного фонда страховщика должен составлять: 1 млн. евро, - для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни; 2 млн. евро, - для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни; 5 млн. евро, - для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность, при этом уставный фонд страховщика должен быть сформирован его учредителями к дате государственной регистрации полностью.

 

Согласно ч. 4 п. 7 Положения требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Из данной нормы следует, что минимальные размеры уставных фондов акционерных обществ установлены Положением только в отношении компаний, не имеющих статуса компании с иностранными инвестициями.

 

«Верхняя» граница уставного фонда коммерческой организации законодательством не регулируется, однако учредителям следует иметь в виду, что согласно Приложению 2 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной Постановлением Совета Министров №367 от 16.03.2006 г., формирование уставного фонда на сумму, превышающую 2 000 базовых величин (70 000 000 белорусских рублей, примерно 25 000 USD), если хотя бы одним из учредителей является физическое лицо, либо 20 000 базовых величин (700 000 000 белорусских рублей, примерно 250 000 USD), если все учредители являются юридическими лицами, является финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и сведения о ней будут предоставлены в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля.

 

Согласно ч. 1 ст. 88 ИК размер уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями указывается в ее учредительных документах и должен быть выражен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь - также и в официальной денежной единице Республики Беларусь.

 

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 87 ИК объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации. Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.

 

Согласно общей норме ч. 2 ст. 88 ИК учредители коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

 

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств, они зачисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации. Вклады учредителей могут поступать как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения устава. В случае, когда учредитель (участник) коммерческой организации с иностранными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте, он обязан учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Национального банка Республики Беларусь на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения ее устава и на день фактического внесения вклада. Возникающая в результате указанного пересчета суммовая разница зачисляется в резервный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

 

Согласно ст. 88 ИК неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки неденежных вкладов. Неденежный вклад считается внесенным в уставный фонд в сумме, подтвержденной названным актом.

 

В случае ввоза неденежного вклада иностранного инвестора из иностранного государства, экспертиза достоверности его оценки производится после его таможенного оформления согласно п. 5 Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь №92 от 12.02.1996 г.

 

На коммерческие организации с иностранными инвестициями в форме ООО, ОДО, АО будут распространяться ограничения ст. 29 Закона Республики Беларусь N 2020-XII от 09.12.1992 г. «О хозяйственных обществах», согласно которой уставный фонд хозяйственного общества (ООО, ОДО, АО) «не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав».

 

Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

 

Законодательство Республики Беларусь не содержит ограничений по сроку деятельности коммерческих организаций, зарегистрированных на ее территории, однако учредители сами могут указать в своих учредительных документах срок, на который создается организация.

 

Согласно ч. 4 ст. 87 ИК коммерческая организация с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода.

 

Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является аудиторское заключение. Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственного управления вправе увеличить установленный срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями.

 

Коммерческой организации с иностранными инвестициями, представившей документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, регистрирующий орган выдает свидетельство о формировании уставного фонда в течение не более 10 дней со дня получения указанного документального подтверждения.

 

«Особенностями» компаний с иностранными инвестициями, по сравнению с компаниями не имеющими такого статуса, помимо требований к размеру вклада иностранного инвестора и порядку формирования уставного фонда являются также:

-     обязанность ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

-     отсутствие необходимости получить лицензию на деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь, в случае избрания на должность руководителя учредителя-иностранного гражданина;

-     отсутствие такого основания для ликвидации как решение регистрирующего органа, т.е. ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в судебном порядке либо по решению учредителей;

-     особенности отражения в бухгалтерском учете вкладов учредителей в уставный фонд.

 

Коммерческие организации с участием иностранного инвестора

 

Коммерческой организацией с участием иностранного инвестора (инвесторов) является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь либо уставный фонд которого сформирован полностью за счет вклада иностранного инвестора (иностранных инвесторов). Указанные компании полностью приравниваются к коммерческим организациям, в составе учредителей которых состоят только национальные инвесторы, поэтому в целях удобства будем называть их просто - «коммерческие организации».

 

Размер уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора законодательством не урегулирован, т.е. учредители самостоятельно решают – внести «10 белорусских рублей либо 10 миллионов белорусских рублей». Исключением из данного правила являются акционерные общества. Так, согласно п. 7 Положения минимальный размер уставного фонда акционерных обществ устанавливается в сумме, эквивалентной:

-     100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ (3 500 000 белорусских рублей, примерно 1250 USD);

-     400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ (14 000 000 белорусских рублей, примерно 5000 USD).

 

Размер уставного фонда акционерных обществ может изменяться в зависимости от размера базовой величины, которая устанавливается Советом Министров.

 

Как было уже сказано, независимо от организационно-правовой формы и статуса компании законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться дополнительные требования к размеру и порядку формирования уставного фонда компании, например, в зависимости от вида ее деятельности.

 

«Верхняя» граница уставного фонда коммерческой организации законодательством не регулируется, однако, как мы уже указывали выше, учредителям следует иметь в виду, что в определенных случаях сведения о формировании больших уставных фондов  будут предоставлены в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля.

 

В отличие от коммерческой организации с иностранными инвестициями, уставный фонд коммерческой организации с участием иностранного инвестора должен быть выражен в белорусских рублях и сформирован в полном объеме до представления документов для государственной регистрации организации.

 

Уставный фонд коммерческой организации с участием иностранного инвестора может быть сформирован за счет денежных средств и (или) неденежных вкладов. 

 

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств учредители коммерческой организации обязаны открыть на имя одного из них временный счет для формирования ее уставного фонда и внести свои вклады. Счет открывается на имя одного из учредителей, поскольку до государственной регистрации коммерческой организации ее не существует как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данный счет имеет строго целевое назначение: деньги с временного счета либо перечисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации либо возвращаются учредителям, например, в случае, когда ими было принято решение об отказе от представления документов в регистрирующий орган и государственной регистрации компании.   

 

В случае внесения в качестве вклада в уставный фонд имущества, учредители обязаны до государственной регистрации коммерческой организации произвести его оценку и обратиться в организацию (к индивидуальному предпринимателю), имеющую специальное разрешение (лицензию) на проведение данного вида работ за получением заключения экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации.

 

Согласно ст. 29 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» уставный фонд хозяйственного общества (ООО, ОДО, АО) не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более пятидесяти процентов предусмотренного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующих формы и вида хозяйственного общества. Поскольку минимальный размер уставного фонда установлен законодательством только в отношении акционерных обществ, то объем имущественных прав в уставном фонде может составлять: не более 1 750 000 белорусских рублей (примерно 625 USD) для закрытых акционерных обществ, и не более 7 000 000 белорусских рублей (примерно 2500 USD) для открытых акционерных обществ. Учредители других хозяйственных обществ могут вносить в качестве вклада в уставный фонд имущественные права любой стоимости, с условием, что они не будут составлять 100% уставного фонда.

 

 

Порядок государственной регистрации коммерческой организации

 

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и компаний, не имеющих такого статуса, практически идентичен. Отличия обусловлены, во-первых, сроками формирования уставного фонда, во-вторых, регистрирующим органом, в который документы представляются для государственной регистрации, а в-третьих, требованиями к документам, исходящим из-за рубежа.  

 

Согласно п. 12-13 Положения порядок государственной регистрации коммерческой организации в Республике Беларусь включает в себя следующее:

 

  1. до государственной регистрации учредители обязаны:
  • выбрать организационно-правовую форму коммерческой организации и согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации, т.е. получить в регистрирующем органе справку о согласовании наименования учреждаемой коммерческой организации;
  • В данной статье мы не будем подробно останавливаться на нюансах каждой организационно-правовой формы коммерческой организации. Ее выбор зависит от количества учредителей, целей, с которой открывается компания, и конкретной ситуации. На практике, наиболее распространенной является общество с ограниченной ответственностью (ООО).
  • определить предполагаемое место размещения коммерческой организации, т.е. найти «юридический адрес» учреждаемой коммерческой организации (изолированное нежилое помещение);
  • принять решение о создании коммерческой организации;
  • cформировать уставный фонд, т.е. открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада. Учредители коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением ОАО) вносят свои вклады после ее государственной регистрации в сроки, установленные законодательством, на текущий (расчетный) счет коммерческой организации;

 

Иностранная компания – учредитель коммерческой организации (без статуса компании с иностранными инвестициями) на территории Республики Беларусь сталкивается с некоторыми затруднениями при открытии временного счета.

Это связано с тем, что согласно ч. 1 п. 2.2. ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь для открытия счета иностранной компании в одном из банков Республики Беларусь она должна стать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения банка до открытия счета, а после регистрации коммерческой организации – сняться с учета. Эта процедура требует материальных и временных затрат. Так, документы учредителя - иностранной компании (доверенность, выписка из торгового регистра страны места нахождения и т.п.) должны быть переведены на белорусский или русский язык, верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь. По времени постановка на учет в инспекции МНС составляет три рабочих дня с момента предоставления всех документов, предусмотренных законодательством. Снятие с учета является более длительной процедурой.

В случае регистрации организации в форме общества с ограниченной ответственностью данную норму законодательства можно «обойти», в то время как для частного унитарного предприятия это является обязательным требованием.    

 

  • оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию учреждаемой коммерческой организации, размер которой является единым для всех компаний независимо от статуса и составляет согласно Закону Республики Беларусь «О государственной пошлине» 5 базовых величин (175 000 белорусских рублей, около 62,5 USD). Государственная пошлина за государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями, кроме коммерческих организаций, создаваемых для осуществления производственной деятельности, уплачивается в размере указанной ставки, увеличенной на 20 процентов;
  • совершить иные действия в соответствии с действующим законодательством.

 

Перечень «иных действий», которые должны совершить учредители коммерческих организаций, является открытым, поскольку согласно п. 2 Положения государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Кроме того, законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.

 

2. учредители коммерческой организации обязаны оформить следующие  документы для представления в регистрирующий орган согласно п. 13 Положения:

  • заявление о государственной регистрации по установленной форме;
  • устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию (в формате.doc или.rtf);
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

 

По общему правилу, документы, исходящие из-за границы, должны быть легализованы. Однако в ряде случаев иностранные документы принимаются без легализации. Например документы, выдаваемые в государствах - участниках Гаагской Конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, которые требуют лишь проставления апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Если же документ исходит из страны, с которой у Республики Беларусь подписан договор о правовой помощи (например, страны СНГ, Польша, Латвия, Литовская Республика и др.), то для таких документов обычно достаточно наличия официальной (гербовой) печати соответствующего государственного органа. Например, для доверенности документа, происходящего из Российской Федерации, недостаточно проставления печати организации, необходимо удостоверение соответствующей печати в нотариальном порядке с проставлением гербовой печати нотариуса.

 

Если документы (или их часть, включая печать) выполнены на иностранном языке, то они подлежат официальному переводу на белорусский или русский язык на территории Республики Беларусь. Такой перевод осуществляет известный нотариусу переводчик, подпись которого удостоверяется нотариально.

 

  • копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
  • оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

 

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

 

3. после подготовки документов учредители лично либо через своих представителей представляют их для государственной регистрации в соответствующий регистрирующий орган. Учредители предъявляют в регистрирующем органе документ, удостоверяющий личность, представители учредителей – паспорт и доверенность, оформленную надлежащим образом и подтверждающую их полномочия.

 

Согласно п. 9 Положения государственная регистрация осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В случае обращения за государственной регистрацией коммерческой организации без статуса компании с иностранными инвестициями облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

 

4. Согласно п. 2.1. и 24 Положения, регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию в день подачи документов, необходимых для  ее проведения, и в течение пяти рабочих дней выдает документы, подтверждающие постановку коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

 

5. После государственной регистрации коммерческой организации необходимо осуществить ряд т.н. «пострегистрационных» процедур. Их объем зависит от конкретной ситуации:

 

5.1. заказать в граверной мастерской печать коммерческой организации;

 

5.2. оформить руководителя, лицо, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, работников коммерческой организации (завести личное дело, оформить трудовые книжки, приказы, трудовые контракты (договоры), составить штатное расписание и проч.);

 

Особенности оформления руководителя коммерческой организации зависит от конкретной ситуации. Так, в хозяйственных обществах (ООО, ОДО, АО) допустимо заключение договора с управляющей компанией (управляющим). В случае оформления на должность директора иностранного гражданина, не имеющего постоянного вида на жительство в Республике Беларусь, коммерческой организации необходимо получить лицензию на деятельность, связанная с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и разрешение на трудоустройство иностранного гражданина в Республике Беларусь. Исключение составляют граждане Российской Федерации. Кроме того, от получения такой лицензии освобождаются компании, имеющие статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Бухгалтерский учет может вести:

1)   директор частного унитарного предприятия;

2)   бухгалтер, независимо от того, будет данное место работы для него основным либо он будет оформлен по совместительству;

3)   коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) в рамках гражданско-правового договора по оказанию услуг.

5.3. предоставить в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" документы и сведения о руководителе коммерческой организации, а также  о лице, которое будет осуществлять ведение бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность, сроках выплаты заработной платы, об основном виде деятельности;

5.4. коммерческие организации, претендующие на применение упрощенной системы налогообложения со дня их государственной регистрации, в течение 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации подают в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации и о выбранной налоговой базе.

5.5. в течение месяца со дня их государственной регистрации оформить книгу учета проверок (ревизий);

5.6. оформить книгу замечаний и (или) предложений;

5.7. открыть счета в банке и уведомить об этом инспекцию МНС.

 

Как было сказано, объем «пострегистрационных» процедур будет зависеть от конкретной ситуации. Например, в случае регистрации коммерческой организации в форме акционерного общества, дополнительно необходимо обратиться за государственной регистрации акций в течение двух месяцев с даты государственной регистрации акционерного общества. 

 

наверх
Задать вопрос