Проверки: рекомендации проверяемым
Материал был актуален на момент написания статьи.
По всем вопросам пишите нам info@startbiz.by.
Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 322 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) существенно корректирует порядок проведения проверок. Так, уточнена компетенция проверяющих. Они вправе проводить проверку лишь по вопросам, соответствующим их компетенции (ранее компетенция контролирующего (надзорного) органа связывалась с темой проверки), и обязаны отражать в акте или в справке проверки результаты по каждому вопросу, подлежащему изучению, согласно предписанию <1>. Новелла — право руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя внести изменения в предписание на проведение проверки <2>.
---------------
<1> Пункт 60 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение N 510).
<2> Пункт 24 Положения N 510.
Перечень принципов контрольной (надзорной) деятельности дополнен принципом предупреждения совершения правонарушений (абзац восьмой п. 3 Положения N 510).
Пункт 15 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) узаконил правило о том, что контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера. К таким мерам отнесено проведение мониторинга, включая направление рекомендаций по устранению и недопущению выявленных в его результате недостатков. Мониторинг, фактически использовавшийся контролирующими (надзорными) органами в качестве способа проведения проверки, но без соблюдения требований Указа N 510, определен как самостоятельная форма контроля (надзора). При этом мониторинг не является проверкой и не может проводиться с использованием способов, применяемых при проверках, за одним исключением — допускается вхождение на территорию и (или) объекты субъекта мониторинга в случаях и в порядке, указанных в Положении о порядке проведения мониторинга, утвержденном Указом N 510.
В п. 7 Указа N 510 введено правило, согласно которому плановую проверку ранее подвергавшихся ей субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих нарушений законодательства (независимо от отнесения к группам риска), должен проводить один и тот же контролирующий (надзорный) орган и его структурное подразделение не чаще одного раза в пять календарных лет. Здесь же указаны условия, при наличии которых в совокупности субъект признается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не имеющим фактов нарушений законодательства.
Существенно расширен круг обстоятельств, обязывающих лицо, включенное в число проверяющих, заявить самоотвод. Предоставлено право отвода и проверяемому субъекту (например, ввиду нахождения в отношениях свойства с должностным лицом, которое будет проверять его деятельность (ранее такой отвод (самоотвод) можно было заявить только при наличии отношений близкого родства)).
В целях обеспечения интересов граждан, общества и государства, а также их прав и законных интересов детализированы процедуры приостановления (запрета) деятельности проверяемого субъекта, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств. Определено, когда и кто выносит требование (предписание) о таком приостановлении (запрете), как оно вручается адресату, оговорены сроки его действия и информирования об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности, порядок его продления в суде <3>.
---------------
<3> Пункты 74 и 74–1 Положения N 510.
Среди новых полномочий проверяющих появилось право проводить проверки фактического наличия документов, контрольные обмеры (при этом предписание на контрольный обмер не оформляется), контрольные запуски в производство сырья и материалов.
Урегулирован в Положении N 510 и принципиальный вопрос о том, какой день признается днем обнаружения административного правонарушения. Этим днем считается день вручения под роспись либо направление проверяемому субъекту (его представителю) акта проверки <4>.
---------------
<4> Пункт 69 Положения N 510.
Сведения о назначении и проведении проверок, а также их результатах будут доступны впоследствии всем уполномоченным государственным органам, поскольку вносятся контролирующими (надзорными) органами в базу данных интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее — интегрированная автоматизированная система). Обмен информацией между нею и единой информационной базой данных контролирующих (надзорных) органов, включающей сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к группам риска исходя из установленных критериев для назначения плановых проверок (далее — единая информационная база данных), будет проходить в автоматизированном режиме.
В таком же режиме будет передаваться информация о применении мер административной ответственности из единого государственного банка данных о правонарушениях в единую информационную базу данных и базу данных интегрированной автоматизированной системы.
Интегрированная автоматизированная система должна заработать в полном объеме с 1 апреля 2013 г. К этой дате Правительство Республики Беларусь обязано обеспечить взаимодействие интегрированной автоматизированной системы, единой информационной базы данных и единого государственного банка данных о правонарушениях в целях осуществления автоматизированной передачи данных и соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» о периодичности проведения плановых проверок субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства.
Изъятие оригиналов документов
В п. 4, 41, 42 Положения N 510 предусмотрено изъятие не только оригиналов документов (как было ранее), но и иных носителей информации (например, жесткие диски персональных компьютеров, ноутбуки). К числу оснований для изъятия отнесена необходимость их передачи в органы уголовного преследования, суды, для проведения экспертизы или использования в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
Действия по изъятию законны при условии, что основания и перечень изымаемых носителей информации будут указаны в постановлении.
Проверяемые вправе не выдавать оригиналы документов и иных носителей информации, если:
— не было вынесено постановление;
— вынесенное постановление не предъявлено;
— представленное постановление об изъятии оригиналов документов, иных носителей информации не отвечает установленным требованиям (не указано основание изъятия или указано основание, не предусмотренное п. 40 Положения N 510, не описаны конкретные носители информации, подлежащие изъятию).
Совет
В случае если действия проверяющих по изъятию документов незаконны, рекомендуем незамедлительно обжаловать их вышестоящему контрольному (надзорному) органу, прокурору или в суд, оценивая как незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность <5>. При этом в постановлении об изъятии носителей информации следует сделать запись: «С постановлением ознакомлен. Отказываюсь от выдачи оригиналов документов, иных носителей информации ввиду незаконности постановления, выражающейся в неуказании оснований для такого изъятия (и (или) перечня изымаемых носителей информации либо в указании оснований, не предусмотренных п. 40 Положения N 510)».
---------------
<5> Пункт 15 Указа N 510.
Если такую отметку не сделать и не обжаловать постановление, то в качестве ответной реакции на отказ выдать оригиналы документов, иные источники информации можно ожидать от проверяющих составления протокола об административном правонарушении — непредставлении документов (ст. 11.24, 13.8 и др. КоАП).
Признание проверки незаконной
Указ N 332 ввел принципиально важную для защиты интересов проверяемых норму, в соответствии с которой признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена — ее прекращение (за исключением случаев установления фактов, указывающих на признаки преступления). Данная норма базируется на предписаниях ст. 27 Конституции Республики Беларусь, согласно которой доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Представляется спорным и едва ли согласующимся с этой нормой изъятие, касающееся фактов, указывающих на признаки преступления. Конституционной нормой, имеющей приоритет перед нормами иных законодательных актов, подобное исключение не предусмотрено.
Скорректирован и порядок признания проверки незаконной: необходимо заявление (жалоба) проверяемого субъекта или собственная инициатива контролирующего (надзорного) органа (его руководителя). Заявление (жалоба) подается в течение 10 дней со дня начала проверки. Пропуск этого срока — основание для отказа в рассмотрении заявления (жалобы), продление срока не предусмотрено даже при наличии уважительной причины. Контролирующий (надзорный) орган (его руководитель) должен рассмотреть заявление (жалобу) не позднее 10 дней со дня получения.
Совет
В случае несогласия с решением об отказе в признании проверки незаконной действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа можно обжаловать в общий либо хозяйственный суд в соответствии с подведомственностью. Срок для обжалования — 10 дней со дня получения решения, а если ответ в установленные сроки не получен, — со дня истечения указанных сроков рассмотрения вышестоящим органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной и направления ответа по ней. Подача заявления (жалобы) или обжалование действий (бездействия) проверяющих в суд не приостанавливает проведения проверки.
Таможенные и налоговые проверки
В п. 21 Указа N 510 Указ N 332 вводит правило о том, что нормы таможенного законодательства Таможенного союза о проведении таможенных проверок <6> имеют приоритет перед нормами Указа N 510, которые применяются лишь в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза.
---------------
<6> См. ст. 122 и гл. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Республика Беларусь заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 65 государствами, что создает предпосылки для использования при проведении налоговых проверок информации их налоговых органов. Данное обстоятельство учтено внесенными в Положение N 510 изменениями.
Совет
Когда при проведении проверки соблюдения налогового законодательства возникают вопросы, требующие подтверждения уполномоченных на это налоговых органов других государств, необходимо, чтобы в акте (справке) проверки была произведена запись об обращении с этой целью в указанные органы.
После получения письменного подтверждения соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в акт (справку) проверки в случае необходимости <7>, определяемой проверяющими, что нелогично, коль скоро внесение записи об обращении в иностранный налоговый орган является обязательным.
---------------
<7> Пункт 65 Положения N 510.
В заключение отметим, что проверяемый имеет право направить возражения по акту (справке) проверки и (или) обжаловать его по причине составления с нарушением предъявляемых требований.