Особенности совершения договоров купли-продажи доли в уставном фонде ООО и ОДО
Дата публикации: 3 января 2014 г.
Обновлено по состоянию на 18.03.2021 г.
Валентин Галич, юрист.
Доля в уставном фонде хозяйственного общества является обязательственным правом требования. Это означает, что хотя переход доли возможен по различным основаниям (например, на основании заключенного договора купли-продажи или дарения или в результате правопреемства), такой переход права будет регулироваться также нормами гражданского законодательства о перемене лиц в обязательстве.
Таким образом, при заключении договора купли-продажи доли в уставном фонде к отношениям сторон будут применяться нормы гражданского законодательства о купле-продаже, а также нормы об уступке прав (ст.ст. 353–361 ГК).
Законодательство проводит четкое различие между разными основаниями перехода доли иным лицам. Так, доля может переходить на основании:
- сделки (купля-продажа, дарение);
- правопреемства (наследование, реорганизация);
- решения суда (раздел доли в судебном порядке между супругами);
- акта законодательства (переход доли обществу в случае, если участник не внес при учреждении общества в срок свой вклад в уставный фонд общества в размере, установленном учредительными документами, либо внес только часть вклада).
Купля-продажа доли в уставном фонде имеет ряд особенностей:
- участник общества вправе продать или иным образом уступить (обменять, подарить) свою долю одному или нескольким участникам данного общества без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 92 ГК). Например, участник продает всю долю одному из участников, иные участники на часть доли претендовать не могут. В данном случае не действует правило преимущественной покупки;
- продажа или уступка иным образом участником общества своей доли третьему лицу допускается, если это не запрещено уставом. Запрет целесообразно устанавливать во избежание обхода преимущественного права покупки доли путем заключения договора дарения доли;
- другие участники общества имеют преимущественное право покупки доли участника, продающего ее, по цене и условиям предложения ее третьему лицу. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением участников не предусмотрено иное. Как уже было отмечено выше, на случаи безвозмездной передачи участником принадлежащей ему доли третьему лицу право преимущественной покупки не распространяется. Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общества или остальных его участников на уступку доли участника третьему лицу иным образом, чем продажа;
- правом преимущественного приобретения доли, продаваемой участником общества, пользуется само общество при условии неиспользования своего преимущественного права покупки доли другими участниками общества (вытекает из толкования ч. 2 п. 2 ст. 92 ГК);
- участник общества, намеренный продать свою долю третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных участников общества и само общество с указанием цены и других условий ее продажи. Порядок действий участника общества с ограниченной ответственностью, намеренного продать свою долю (часть доли) в уставном фонде общества, определяется уставом и должен содержать форму, способ извещения остальных участников этого общества и самого общества о намерении продать свою долю (часть доли) в уставном фонде общества и требования к информации, включаемой в это извещение (цена и иные условия продажи) (ч. 3 ст. 98 Закона о хозяйственных обществах);
- если участники общества или общество не воспользуются преимущественным правом покупки всей доли, предлагаемой для продажи, в течение месяца со дня извещения их об этом, доля может быть продана третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных обществу и его участникам. Уставом общества или соглашением его участников может быть установлен иной срок, в течение которого они могут осуществить свое право преимущественной покупки доли;
- доля участника общества с ограниченной ответственностью может быть отчуждена до полной ее оплаты лишь в той части, в которой она уже оплачена (п. 4 ст. 92 ГК). Следовательно, перед приобретением соответствующей доли всегда следует проверить факт формирования уставного фонда;
- продажа участником доли с нарушением преимущественного права покупки не влечет за собой недействительности такой сделки. В этом случае любой участник общества, а в соответствующем случае само общество вправе в течение трех месяцев с момента, когда участник общества или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли;
- уступка преимущественного права приобретения доли не допускается;
- общество должно быть письменно уведомлено о состоявшейся уступке доли.
Касательно формы сделок, которые являются основанием перехода прав, нужно учитывать следующее. Согласно статье 360 ГК уступка требования, основанная на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Купля-продажа доли вытекает из заключенного учредительного договора, а следовательно, если учредительный договор заключен в нотариальной форме, то договор по которому уступается право требования должен быть совершен в нотариальной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Таким образом, сделки по поводу долей в уставном фонде должны совершаться в той же форме, что и учредительный договор.
Нужно отметить, что на сегодняшний день существует и иная позиция, которая была выражена в письме Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.09.2006 № 10–07/1811–1 «Об отдельных правовых аспектах, связанных с возможными способами совершения сделок по отчуждению долей участников в уставных фондах обществ с ограниченной ответственностью».
Обоснованием служит ч. 4 ст. 101 Закона, которая устанавливает, что сделка по отчуждению доли (части доли) участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью должна быть совершена в простой письменной форме и соответствовать обязательным для сторон требованиям, установленным законодательством, если требование о ее нотариальной форме не предусмотрено учредительными документами общества с ограниченной ответственностью или соглашением сторон.
Минюст сделал вывод, что для перехода прав и обязанностей участника общества с ограниченной ответственностью статьей 101 Закона установлена специальная норма, предусматривающая общее правило о совершении соответствующей сделки в простой письменной форме, если требование о ее нотариальной форме не предусмотрено учредительными документами общества с ограниченной ответственностью или соглашением сторон.
В случае если для определенных групп соответствующих (либо сходных) общественных отношений (например, связанных с переходом прав и обязанностей участника общества с ограниченной ответственностью к иному лицу на основании договора продажи доли) установлено иное, предполагается возможность руководствоваться специальной нормой. В связи с этим общие положения (ст. 360 ГК), относящиеся к форме осуществления уступки требования, соответственно не будут распространяться.
Очевидно, что положения Закона о хозяйственных обществах распространяются лишь на договоры, которые заключены после 01.08.2007 г. Представляется также, что ст. 360 ГК, регулирующая форму соответствующей сделки, носит императивный характер. Таким образом, налицо коллизия правовых норм, которая, думается, должна быть разрешена в пользу нормы, содержащейся в ГК.
ГК предусматривает возможность «исцеления» сделки, которая вопреки требованиям законодательства не удостоверена нотариально. В соответствии с п. 2 ст. 166 ГК, если одна из сторон полностью или частично выполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
В применении к купле-продаже доли, нужно учитывать п. 4 ст. 424 ГК, в соответствии с которым, положения ГК, предусмотренные параграфом «Общие положения о купле-продаже», применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Обязанностями покупателя по договору купли-продажи являются принятие продаваемого имущества и оплата его покупной цены. Таким образом, если имеются доказательства оплаты соответствующей доли в уставном фонде, то соответствующее дело может иметь судебную перспективу.
В соответствии с ч. 5 ст. 101 Закона о хозяйственных обществах, общество с ограниченной ответственностью должно быть письменно уведомлено о состоявшемся отчуждении доли (части доли) участника в уставном фонде общества с представлением доказательств такого отчуждения. Приобретатель доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью осуществляет права и несет обязанности участника с момента уведомления этого общества об указанном отчуждении. С учетом того, что изменение состава участников влечет внесение изменений в учредительные документы соответствующего общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, то для третьих лиц такие изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 48 ГК).