Регистрация юридических лиц
Дата: 8 ноября 2013 г.
Илья Латышев, директор Частного предприятия "Юридическая компания Ильи Латышева"
Валентин Галич, юрист.
Как зарегистрировать фирму в Беларуси
Регистрация фирмы включает в себя комплекс процедур.
Первым этапом регистрации предприятия является согласование наименования юридического лица. На данном этапе необходимо уже знать организационно-правовую форму создаваемого лица (например, унитарное предприятие или общество с ограниченной ответственностью). С особенностями той или иной формы юридического лица, а также с их принципиальными отличиями друг от друга можно ознакомиться в нашей статье «Выбираем организационно-правовую форму юридического лица».
Согласование наименований производится в соответствующем регистрирующем органе (облисполкоме, Мингорисполкоме).
Необходимые документы:
- заявление;
- паспорт (при личном обращении);
- доверенность или удостоверение руководителя (при согласовании наименования от имени юридического лица — учредителя).
После согласования наименования мы советуем получить гарантийное письмо или иной документ, подтверждающий планируемое местонахождение юридического лица (например, документ, подтверждающий право собственности на вносимое в уставный фонд нежилое помещение). Гарантийное письмо — документ, подтверждающий обязательство лица, его выдавшего, предоставить помещение для расположения юридического лица.
Гарантийное письмо, по общему правилу, выдается собственником помещения. Иногда, такой документ предоставляется арендатором, которому предоставлено право заключения договора субаренды. В таком случае, нужно прилагать соответствующий договор аренды.
К гарантийному письму прилагаются документы, подтверждающие право собственности на помещение, техпаспорт и выкопировка плана помещения.
На сегодняшний день регистрирующие органы не вправе требовать предоставления им гарантийного письма. Однако наличие этого документа у учредителей регистрируемой фирмы мы все равно считаем целесообразным. В случае отказа арендодателя от заключения договора аренды с вновь зарегистрированной фирмой именно гарантийное письмо будет доказательством того, что учредители фирмы не представляли в регистрирующий орган недостоверных сведений о местонахождении создаваемой ими фирмы.
Унитарное предприятие, создаваемое физическим лицом, может располагаться в приватизированном жилом помещении, которое находится в собственности учредителя, либо в котором учредитель зарегистрирован (прописан). В регистрирующий орган документы о проживающих в жилом помещении совершеннолетних членах семьи учредителя (выписка из лицевого счета), а также документы, подтверждающие их согласие и/или согласие собственника (сособственников) помещения на размещение частного предприятия, не предоставляются. Однако, все же целесообразно будет оформить согласие таких лиц в письменной форме для подтверждения факта его наличия на момент государственной регистрации, чтобы избежать вопросов, связанных с действительностью осуществленной государственной регистрации.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этих помещений в нежилые в порядке, определенном законодательством.
Формирование уставного фонда может осуществляться как за счет денежных средств, так и за счет неденежного вклада. Возможно и сочетание данных способов.
В случае внесения денежного вклада учредители юридического лица открывают временный счет (счет, на котором аккумулируются денежные средства до регистрации юридического лица, а после регистрации перечисляются на открытый расчетный счет) и вносят на него денежные средства.
Для этого учредителями в банк представляется протокол (либо решение) о создании юридического лица, в котором урегулированы вопросы формирования уставного фонда.
В случае неденежного вклада производится экспертиза оценки данного вклада. Экспертизу проводит оценщик за определенную плату.
После вышеназванных процедур завершается процесс формирования пакета документов на регистрацию фирмы для регистрирующего органа: подписываются учредительные документы, готовится соответствующее заявление на государственную регистрацию, платится государственная пошлина за регистрацию (в каждом конкретном случае перечень документов может немного видоизменяться) и документы подаются в регистрирующий орган.
Заявление о государственной регистрации подписывается учредителями в регистрирующем органе (что обусловлено требованием удостоверения их подписей сотрудником регистрирующего органа, принимающим документы) либо у нотариуса (нотариально удостоверяются подписи учредителей в случае, если они лично не присутствуют при представлении документов в регистрирующий орган).
Регистрация предприятия (при отсутствии оснований для неосуществления государственной регистрации — носят чисто формальный характер и связана с правилами оформления и подачи документов для государственной регистрации) осуществляется в день подачи документов.
Регистрирующий орган ставит на уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования. Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. В течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации в государственный регистр осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», и регистрирующий орган выдает документы, подтверждающие его постановку на учет в соответствующих органах. По желанию юридического лица свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с документами о постановке на учет.