Новые основания для освобождения от административной ответственности или ее смягчения

© Лукашов А.И. (2013) 

ЛУКАШОВ Алексей Ильич, юрист.

Материал был актуален на момент написания статьи. По всем вопросам пишите на info@startbiz.by.

 

Закон от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон) внес значительные изменения и дополнения в два законодательных акта об административной ответственности – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). Обратим внимание лишь на некоторые из них, отражающие принципиальные подходы белорусского законодателя, связанные с известными изменениями в административно-правовой политике в части освобождения от административной ответственности, начало которым было положено Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

 

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, или основания для освобождения от административной ответственности?

 

            В 2010 г. глава 5 «Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением» КоАП была дополнена ст. 5.5, согласно которой к числу таких обстоятельств стали относиться устранение нарушений и (или) возмещение причиненного государству или иным лицам вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

Подобное решение было заимствовано законодателем из пп. 2.6 п 6 Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2006 № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»[1], в котором использовалась схожая норма пп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.01.2004 № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»[2].

   В названных указах Главы государства, а затем и в части 2 примечаний к ст. 13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа» КоАП (в ее первоначальной редакции) говорилось о неприменении административной ответственности за налоговые правонарушения, если после их совершения правонарушителем были предприняты меры по возмещению причиненного бюджету ущерба путем уплаты причитавшихся к уплате налоговых платежей.

Иначе говоря, в законодательных актах Президента Республики Беларусь и в части 2 примечаний к ст. 13.6 КоАП до 2007 г. предусматривалось основание для освобождения от административной ответственности. 

Однако Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 273-З в части 2 примечаний к ст. 13.6 КоАП фраза «Ответственность не применяется» была заменена на фразу «Не являются административным правонарушением».

Такая корректировка, на наш взгляд, означала изменение правовой природы действий по возмещению причиненного бюджету ущерба путем уплаты причитавшихся к уплате налоговых платежей. Из основания для освобождения от административной ответственности эти действия были переведены в разряд обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением.

Полагаем, что названные в ст. 5.5 КоАП обстоятельства служат основанием для освобождения от административной ответственности, поэтому их следовало поместить в гл. 8 «Основания для освобождения от административной ответственности» КоАП.

Рассмотрим коррективы в ст. 5.5 КоАП.

Ранее условия непривлечения к административной ответственности касались только возмещения вреда государству путем уплаты налогов, сборов (пошлин), теперь – и уплаты иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты, в частности, таможенные платежи, не являющиеся налогом на добавленную стоимость или акцизами, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, подлежащие уплате в силу ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза; платежи в республиканские инновационные фонды и местные инновационные фонды, подлежащие уплате в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и Положением о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов».

Раньше условия непривлечения к административной ответственности должностных лиц юридического лица были едины. В настоящее время вопрос решается следующим образом.

Если в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки нарушения устранены и (или) возмещен причиненный государству (иным лицам) вред, то должностное лицо юридического лица не привлекается к административной ответственности:

  •  за неуплату или неполную уплату им налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее – иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения этим должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает одного процента общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами;
  •  за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период.

 

Смягчающие обстоятельства

 

Корректировкой п. 5 и 6 части 1 ст. 7.2 КоАП законодатель исключил юридических лиц из числа субъектов административной ответственности, которые могли ставить вопрос о смягчении административной ответственности или об освобождении от нее со ссылкой на совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств или совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В настоящее время на такие обстоятельства могут ссылаться только физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Подверглись существенным изменениям правила наложения административного взыскания в виде штрафа, предусмотренные ст. 7.9 КоАП, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Как и ранее, при наличии смягчающих обстоятельств штраф налагается в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Новеллой является то, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств, учитываемых при применении ст. 7.9 КоАП, уменьшен законодателем путем исключения из их числа обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими судом, органом, ведущим административный процесс. Остались лишь такие смягчающие ответственность обстоятельства как добровольное возмещение либо устранение причиненного вреда, или исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах[3]. Как ухудшающая положение лица, привлекаемого к административной ответственности, эта норма не имеет обратной силы.

Правила ст. 7.9 КоАП распространяются и на юридических лиц, но только в одном случае: когда имеет место обстоятельство, смягчающее ответственность, предусмотренное п. 3 части 1 ст. 7.2 КоАП (добровольное возмещение, устранение причиненного вреда или исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание).

Новое в ст. 7.9 КоАП заключается также в том, что ее положения о применении уменьшенных в два раза штрафных санкций распространены на все административные правонарушения, предусмотренные КоАП (ранее они касались только административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.54, 13.1–13.11 КоАП). Очевидно, что это правило имеет обратную силу и подлежит применению ко всем административным правонарушениям, совершенным до даты вступления Закона в силу.

Представляется, что ст. 7.9 КоАП применима не только к административным правонарушениям, за совершение которых в санкциях статей Особенной части КоАП предусмотрен штраф, определяемый в базовых величинах, но и штраф, определяемый в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

В КоАП имеется несколько десятков таких статей[4] с самыми различными вариантами определения размера такого вида штрафа, но принцип «уменьшенном в два раза» применим и к нему.

Например, в санкции ст. 13.2 КоАП указан штраф, в размере 20 процентов доходов, полученных в результате осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 70 базовых величин. При применении ст. 7.9 КоАП этот штраф подлежит наложению в размере 10 процентов от вышеназванных, но не менее 35 базовых величин.

Не имеет обратной силы и новое правило, допускающее применение процедур, предусмотренных ст. 7.9 КоАП, только при отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–9 и 11 части 1 ст. 7.3 КоАП (в прежней редакции этой статьи такого ограничения не было).

Следует обратить внимание, что правила ст. 7.9 КоАП нашли реализацию и в Особенной части применительно к отдельным административным правонарушениям. Например, в части 4 примечаний к ст. 13.6 КоАП, введенной в него Законом, установлено, что минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных частями 2–5 и 7 этой статьи КоАП, в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства уменьшаются по правилам, установленным ст. 7.9 КоАП, пропорционально уплаченной сумме налога, сбора (пошлины). При определении размера штрафа не принимаются во внимание суммы уплаченных пеней за просрочку уплаты сумм налогов, сборов (пошлин).

 

Освобождение от административной ответственности

 

Законодатель не только изменил подходы к использованию обстоятельств, смягчающих ответственность, но и пошел на более активное их применение при решении вопроса об освобождении от административной ответственности.

Так, в ст. 8.3 КоАП Законом введено правило, по которому юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности, если оно добровольно возместит или устранит причиненный вред либо исполнит возложенную на него обязанность, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

В целях реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в КоАП включена ст. 8.8 «Освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера».

Согласно этой статье юридическое лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, совершенное должностным лицом или иным работником этого юридического лица, если административное правонарушение:

1) не повлекло причинения ущерба государственной собственности;

2) не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

По указанному основанию юридическое лицо освобождается от административной ответственности только за совершение правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (кроме предусмотренных ст. 11.36, 11.37, 11.70 КоАП), в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов (кроме предусмотренного ст. 20.1 КоАП).

Как представляется, под ущербом государственной собственности надлежит понимать материальный (имущественный) вред, который мог быть причинен бюджету Республики Беларусь, организации государственной формы собственности или организации с долями государства в ее уставном фонде вследствие совершения одного из указанных административных правонарушений.

Например, представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки – административное правонарушение, предусмотренное ст. 11.42 КоАП, в подавляющем большинстве случаев не связано с причинением такого ущерба. Следовательно, юридическое лицо может претендовать на освобождение от административной ответственности за его совершение со ссылкой на ст. 8.8 КоАП.

В соответствии с примечанием к ст. 8.8 КоАП под выгодой имущественного характера понимается доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых оно избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица любого из указанных выше административных правонарушений.

По всей видимости, в контексте приведенного определения доходом следует признавать всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение.

Вопрос о том, что именно следует относить к затратам, на наш взгляд, должен решаться с учетом законодательства о бухгалтерском учете и отчетности (см. например, Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов[5]).

Норма ст. 8.8 КоАП применима только к юридическим лицам. Индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание, что ее действие на них не распространяется.

В завершение хотелось бы отметить, что положения ст. 8.8 КоАП едва ли можно рассматривать в качестве значительной реформы административной ответственности юридических лиц. В ней урегулированы частные случаи более общего основания освобождения от административной ответственности, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП «Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения». Поэтому при отсутствии оснований для применения ст. 8.8 КоАП (если административное правонарушение совершил индивидуальный предприниматель, а также должностное лицо или иной работник юридического лица, когда административное правонарушение было направлено против интересов субъекта хозяйствования частной формы собственности, но не повлекло причинения ущерба негосударственной собственности, либо когда административное правонарушение относится к административным правонарушениям, не указанным в ст. 8.8 КоАП) такие лица могут быть освобождены от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП со ссылкой как на обстоятельства, названные в ст. 8.8 КоАП, так и на иные обстоятельства, указывающие на малозначительность правонарушения.

 

 

 


[1] Утратил силу

[2] Утратил силу

[3] Пункты 2 и 5 части 1 статьи 7.2 КоАП.

[4] Лукашов, А. «Штрафные удары» отбивать все сложнее. Политика установления и применения административных штрафных санкций требует корректировки / А. Лукашов // Белорусы и рынок. – 2012. – № 20. – С. 19. 

[5] Утверждена  постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09. 2011  № 102

наверх
Задать вопрос