Новые правила государственной регистрации: революции не произошло

Дата публикации: 9 января 2014 г.

Материал был актуален на момент написания. По всем вопросам пишите на info@startbiz.by.

Илья Латышев,  Директор Частного предприятия "Юридическая компания Ильи Латышева "

Лариса Кожич, юрист

 

 

24 января 2013 г. Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г." (далее — Декрет № 2).

 

В новой редакции изложены утвержденные Декретом № 1 Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее — Положение о госрегистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Однако принципиальных нововведений или изменений в указанные документы внесено немного. В основном новые редакции учли изменения и дополнения, которые были внесены в эти положения ранее в течение четырех лет работы Декрета № 1.

 

Рассмотрим основные нововведения, предусмотренные Декретом.

 

 

 

ЧУП, ЧП, УП, что еще?..

Начнем с того, что очередные изменения претерпел подход к наименованиям частных унитарных предприятий. Первоначально в качестве сокращенного наименования частного унитарного предприятия использовалась аббревиатура «ЧУП». Затем использование данной аббревиатуры было запрещено и в качестве сокращенного наименования стало использоваться словосочетание «частное предприятие». Декрет № 2 в п. 2, ч. 3 п. 4 установил, что наименование (фирменное наименование) унитарного предприятия, имущество которого находится в частной собственности юридического лица, не должно содержать указание на форму собственности. Таким образом, слово «частное» не может быть использовано как в организационно-правовой форме, так и в фирменном наименовании такого унитарного предприятия после вступления в силу Декрета № 2. Унитарные предприятия, которые не будут отвечать данным требованиям обязаны при очередной корректировке уставов, но не позднее одного года с даты вступления в силу Декрета № 2, внести в них изменения.

 

Сложно однозначно объяснить, чем вызвана такая рокировка. Ведь собственность юридических лиц также является частной. Плюс к этому — в Декрете № 2 прямо не говорится, как теперь должны называться предприятия в данном случае. Однако, как показывает практика, теперь они просто называются «унитарные предприятия».

 

 

 

Все тайное становится явным

Согласно п. 1.1. Декрета № 2 появилась обязанность банков, небанковских кредитно-финансовых организаций сообщать об открытии любых счетов созданным (реорганизованным) коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям в соответствующие налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Ранее действующим Указом Президента Республики Беларусь от 24.08.2006 N 515 «Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» был утвержден перечень счетов, при открытии которых такая обязанность не возникала (например, при открытии вкладного (депозитного) счета, счета «депо» и др.). Теперь никаких исключений не делается.

 

 

 

Уставный фонд формируется после регистрации

Существенные изменения претерпел порядок формирования уставного фонда коммерческой организации. Так, согласно ч. 2 п. 7 Положения о госрегистрации объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты ее государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен ее учредительными документами. При этом, согласно ч. 4 п. 7 и ч. 1 п. 22 Положения о госрегистрации в случае, если коммерческая организация по истечение указанного срока формирует свой уставный фонд в меньшем размере, чем это было предусмотрено в учредительных документах, такая организация обязана в течение двухмесячного срока уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера и предоставить соответствующие изменения в учредительные документы для государственной регистрации. Акционерные общества не могут уменьшить размер своего уставного фонда ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.

 

В случае, когда коммерческая организация увеличивает свой уставный фонд и предоставляет документы для государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы в регистрирующий орган, — уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями (дополнениями), если иное не установлено законодательными актами согласно ч. 5 п. 7 Положения.

 

 

 

Новый регистрирующий орган

Очередное изменение, установленное п. 9 Положения о госрегистрации, касается появления нового регистрирующего органа — государственного учреждения администрации Китайско-Белорусского индустриального парка. В то же время, несмотря на организационно-правовую форму данного юридического лица и положений Гражданского Кодекса, дела по спорам о регистрации будут рассматриваться в порядке производства по разрешению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

 

 

 

Проблем с выпиской больше не будет

Положением о госрегистрации также решена проблема оформления легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения (иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения). Согласно абз. 4 ч. 1 п. 14 и абз. 5 ч. 1 п. 16 теперь в регистрирующий орган может быть предоставлен не только оригинал, но и копия такой выписки. В настоящее время проблема заключается в том, что согласно законодательству ряда стран, такого рода торговый регистр ведется в электронном виде (в оригинале), а при предоставлении выписки она, по сути, является копией и на ней может указывается «translated true copy» (в переводе на русский «с подлинным верно»), что трактовалось регистрирующими органами Республики Беларусь как «копия». Новая редакция Положения о госрегистрации разрешает эту проблему.

 

 

Новый документ при регистрации КФХ

Появились дополнительные требования к перечню документов, предоставляемых для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, согласно ч. 2 п. 14 Положения о госрегистрации для государственной регистрации крестьянского (фермерского) дополнительно представляется копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте такого размещения. Напомним, что порядок получения такого документа установлен Указом Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 г. N 667

 

 

Конкретизирован перечень при реорганизации

В ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации закреплено de jure, что при реорганизации организации в форме выделения (из нее новой организации), указанная организация предоставляет документы для внесения изменений (дополнений) в свои учредительные документы согласно перечню, установленному п. 16 Положения о госрегистрации.

 

 

Суд постановил зарегистрировать!

Нововведением является ч. 2 п. 16 Положения о госрегистрации, которая устанавливает, что Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций допускается на основании судебного постановления хозяйственного суда в случаях и порядке, установленных законодательными актами. Положения данного пункта вызывают больше вопросов, чем предлагают решений существующих практических проблем. И на это есть несколько причин.

 

Во-первых, все иски о присуждении к обязанности совершить необходимые действия для внесения изменений в устав или учредительный договор предъявляются к самому юридическому лицу. Именно это юридическое лицо должно будет, в случае принятия соответствующего решения суда, внести изменения и обратиться за регистрацией в общеустановленном порядке.

 

Во-вторых, кроме постановления суда должны быть сами изменения и (или) дополнения, на которых регистрирующий орган будет ставить штамп. Такие изменения также кто-то должен подготовить и представить в регистрирующий орган. Потом эти зарегистрированные изменения и (или) дополнения должны попасть в дела юридического лица.

 

Единственным реальным сценарием, для которого могла бы быть введена данная норма, является случай положительного решения судом вопроса по требованиям об обжаловании неправомерного отказа в государственной регистрации. Однако, конструкция нормы, которая устанавливает, что такая регистрация осуществляется в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в совокупности с отсутствием таких предписаний в Положении о госрегистрации, позволяет сделать вывод о том, что тут кроется какое-то плохо реализованное и трудно понимаемое практиками пожелание разработчиков.

 

 

Решен ли «вопрос даты»?

В Положении о госрегистрации появилась новая норма, регулирующая «вопрос даты», которая проставляется в свидетельстве о государственной регистрации организации. Представляется, что данная норма имеет двоякое толкование. Согласно ч. 4 п. 23 Положения о госрегистрации «в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя указывается дата их государственной регистрации», определенная в соответствии с ч. 3 п. 23 Положения о госрегистрации.

 

А в ч. 3 п. 23 Положения о госрегистрации говорится как о государственной регистрации новой организации, так и об изменениях (дополнениях) в учредительные документы организации. Например, организация обратилась в регистрирующий орган и зарегистрировала изменения в учредительные документы в связи с изменением своего наименования. При изменении наименования организации бланк свидетельства сдается в регистрирующий орган, который выдает организации новый — с указанием ее нового наименования. Следовательно, в свидетельстве о государственной регистрации должна быть указана дата государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы.

 

Однако в Республике Беларусь, в отличие, например, от Российской Федерации, регистрирующие органы выдают свидетельство «о государственной регистрации юридического лица», при этом выдача бланков «свидетельства о государственной регистрации изменений в учредительные документы» не предусмотрена. Поэтому логично, что датой «государственной регистрации юридического лица» должна быть указана не дата государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы, а дата государственной регистрации самой организации.

 

Практика покажет, как с учетом данной нормы будут действовать регистрирующие органы.

 

 

Уточнения по доверенностям

Положение о госрегистрации уточнило требование к оформлению доверенности от имени иностранного юридического лица, на основании которой в регистрирующие органы предоставляются документы для государственной регистрации. Такая доверенность должна быть нотариально удостоверена. Норма ч. 5 п. 19 Положения о госрегистрации в первую очередь относится к российским компаниям, от имени которых в регистрирующие органы предоставлялись документы для государственной регистрации на основании доверенности за подписью и печатью руководителя компании.

 

 

Ужесточились основания для отказа

Ряд изменений коснулся перечня оснований для отказа в государственной регистрации.

 

Новым является основание, предусмотренное абзацем шестым ч. 1 п. 19 Положения о госрегистрации. В силу этой нормы запрещено обращаться за государственной регистрацией, если на дату государственной регистрациисобственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен.

 

При этом согласно ч. 7 п. 6 Положения о ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица. И возникает вопрос, относится ли данное основание к бывшему руководителю, который передал полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатору).

 

Также нельзя быть на дату обращения в регистрирующий орган руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства), поскольку на данный момент уже назначен управляющий, что не согласуется с абзацем седьмым ч. 1 п. 19 Положения.

 

Еще одно новое основание предусмотрено абзацем десятым ч. 1 п. 19 Положения о госрегистрации. Эта норма запрещает обращаться за государственной регистрацией, если на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет.

 

Судя по всему, на практике были случаи, когда лица, наделавшие безнадежных долгов, в последующем безнаказанно открывали новые юридические лица, пользуясь отсутствием в законодательстве запрета на это. Законодатель решил этот пробел ликвидировать.

 

Следующим новым основанием для отказа в государственной регистрации является норма абзаца четвертого ч. 1 п. 19 Положения о госрегистрации. Эта норма запрещает обращаться за государственной регистрацией, если гражданин — собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений.

 

Не совсем понятно, почему это применимо исключительно к учреждениям, ассоциациям и союзам. Но будем надеяться, что практика применения Декрета № 2 и утвержденных им Положений это разъяснит.

 

Отдельные основания для отказа в государственной регистрации изложены в новой редакции. Так, согласно абз. 8, 9 ч. 1 п. 19 Положения о госрегистрации:

  • «запрещено обращаться за государственной регистрацией, если на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года»,
  • «на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года».

Оба этих основания ранее действовали при отсутствии расчетов по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

 

 

Конкретизирован размер ответственности

Некоторые изменения коснулись и вопросов привлечения к ответственности.

 

Принципиальнейшим шагом вперед здесь является то, что теперь Положение о госрегистрации разъясняет, что понимается под «доходом», который взыскивается с субъекта хозяйствования, чья государственная регистрация признана недействительной.

 

Итак под доходом в данном контексте понимается сумма выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

 

Раньше определение дохода для указанных случаев в Положении о госрегистрации отсутствовало и на практике суды взыскивали с субъектов хозяйствования все суммы выручки, полученные ими за время деятельности, без учета понесенных расходов и уплаченных налогов.

 

В то же время, субъекты хозяйствования ожидали большей ясности по вопросам привлечения к ответственности. В первую очередь, всех интересовал ответ на вопрос, в каких случаях предоставленные сведения признаются «заведомо ложными» и какая ответственность применяется при государственной регистрации изменений (дополнений) в учредительные документы, произведенной на основании таких сведений. Однако в Положение о госрегистрации в данной части были внесены больше технические правки — часть Положения, посвященная ответственности, была разбита на абзацы. Однако тем самым законодатель как бы подчеркнул, что под термином «государственная регистрация» понимается как государственная регистрация создания субъекта хозяйствования, так и изменения (дополнения) в учредительные документы субъекта хозяйствования.

 

С другой стороны в неизменном виде осталась ч. 3 п. 26 Положения о госрегистрации (ч. 3 п. 25 Положения в предыдущей редакции), согласно которой взыскание доходов осуществляется в случае «признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя».

 

Остается надеяться, что государственные органы будут руководствоваться ч. 3 ст. 72 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», согласно которой применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей, а также п. 9.1. Директивы Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010 г. N 4, согласно которому в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

 

Хотя на практике, к сожалению, данная норма Директивы работает не всегда.

наверх
Задать вопрос