Новое в правовом регулировании создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь
Материал был актуален на момент написания статьи.
По всем вопросам пишите нам info@startbiz.by.
Лариса Кожич, юрист.
Конец 2009 года «либерализации» в Беларуси ознаменовался подписанием еще одного документа, направленного на привлечение в Республику иностранного капитала, предоставление дополнительных возможностей отечественному бизнесу и упрощение ведения предпринимательской деятельности – Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 г. №660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее – Указ №660).
Что ждет предпринимателей 1 апреля 2010 года после вступления в силу данного документа? Настоящая статья посвящена этому и другим вопросам создания и деятельности холдингов в Беларуси, их отличиям от иных аналогичных объединений юридических лиц, создаваемых на территории Республики Беларусь.
Следует сразу оговориться, что Указ №660 не распространяет свое действие на порядок создания и деятельности холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, который определяется иными законодательными актами.
Правовое регулирование создания холдингов и аналогичных объединений в Республике Беларусь, их классификация
Часть вторая и третья п. 4 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) устанавливает, что «юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах», «в случаях, предусмотренных законодательными актами, объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или) физических лиц могут создаваться и в иных формах». В настоящее время действующее законодательство Республики Беларусь содержит лишь несколько основных нормативных правовых актов, касающихся создания и некоторых вопросов деятельности хозяйственных групп, аналогичных объединений в Республике Беларусь:
- Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 г. №482 «О создании и деятельности в Республике хозяйственных групп» (далее – Указ №482),
- Положение о государственной регистрации хозяйственных групп, утвержденное Постановлением Совета Министров от 27.10.1999 г. №1665,
- Положение о порядке представления документов для государственной регистрации хозяйственных групп и Положение о порядке ведения и форме Государственного реестра финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь, утвержденные Постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10.12.2002 г. №264 «О государственной регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь хозяйственных групп»,
- Закон Республики Беларусь от 04.06.1999 г. №265-З «О финансово-промышленных группах»,
- Временное Положение о холдингах, создаваемых в процессе преобразования в открытые акционерные общества государственных и арендных предприятий путем выделения структурных подразделений (единиц) в самостоятельные акционерные общества, утвержденное Приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 21.05.1996 г. №116.
С учетом Указа №660 классификация упомянутых объединений будет выглядеть следующим образом:
1) хозяйственные группы (на 01.01.2010 г. действующее законодательство предусматривает создание хозяйственной группы только одного вида – финансово-промышленной группы);
2) холдинги:
2.1) холдинги, создание которых не связано с процессом преобразования в открытые акционерные общества государственных и арендных предприятий путем выделения структурных подразделений (единиц) в самостоятельные акционерные общества;
2.2) холдинги, созданные в процессе преобразования в открытые акционерные общества государственных и арендных предприятий путем выделения структурных подразделений (единиц) в самостоятельные акционерные общества.
Преимущества выделения холдингов как отдельного вида объединения юридических лиц будут рассмотрены чуть ниже.
Понятие холдинга (холдинговой компании) в Республике Беларусь
Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит понятия «холдинг», «холдинговая компания» и не предусматривает специальную процедуру его регистрации, за исключением банковских холдингов. Так, ч. 1 ст. 35 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 г. №441-З определяет банковский холдинг как «совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций и иных юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица».
Легального определения и правового регулирования создания и деятельности объединений иных коммерческих организаций в форме холдинга в настоящее время не предусмотрено, хотя законодательство оперирует указанным понятием в некоторых нормативных правовых актах. Так, п. 5 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» устанавливает, что запрещена «любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции».
Пункт первый Указа №660 определяет холдинг как объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором:
1) одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:
1.1) владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга либо
1.2) управления деятельностью дочерних компаний холдинга – унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами;
2) физическое лицо – собственник простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) коммерческих организаций в размерах 25 процентов и более (далее – собственник), осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями.
Стоит обратить внимание, что, во-первых, в п. 1.1. Указа №660 холдинг подразумевает владение управляющей компанией 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) каждой дочерней компании холдинга, во-вторых, управляющей компанией (лицом, управляющим холдингом) может быть юридическое или физическое лицо как резидент, так и нерезидент Республики Беларусь.
При этом не совсем понятно, каким образом владение 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) в дочерних компаниях холдинга даст управляющей компании возможность оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга. В литературе отмечается необходимость владения для этих целей, как минимум, 51 процентом акций (долей)[1] дочерней компании. Владение же 25 и даже 49 процентами не даст управляющей компании возможности влиять на все решения дочерних компаний холдинга.
Согласно ч. 1 п. 2 Указа №660 холдинг не является юридическим лицом.
Таким образом, Указ №660 дает четкое определение холдинга и понятия «возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга)».
Дав определение холдинга, Указ №660 пунктом 17 вносит соответствующие изменения в Указ №482, исключая две формы хозяйственных групп и разграничивая два вида объединений коммерческих организаций – хозяйственных групп и холдингов. К хозяйственной группе с принятием Указа №660 не будет относиться:
1) совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой способом, при котором одному участнику группы (головной организации) принадлежат доля в имуществе каждого из иных участников группы или другие допускаемые законодательством права таким образом, что эта доля или эти права обеспечивают головной организации возможность принятия или отклонения решений в высшем органе каждого иного участника хозяйственной группы;
2) совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой способом, при котором один участник группы (доверительный управляющий) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы (вверителей) на основании договора доверительного управления имуществом.
Участники холдинга (холдинговой компании) и его управление
Пункт 2 Указа №660 определил круг лиц, которые могут быть участниками холдинга в Республике Беларусь, в зависимости от того, кто управляет данным холдингом:
- в случае управления холдингом управляющей компанией, его участниками могут быть:
1.1. хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества) резиденты и (или) нерезиденты Республики Беларусь, за исключением зарегистрированных в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам, в которых управляющая компания владеет 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах);
1.2. унитарные предприятия резиденты и (или) нерезиденты Республики Беларусь, за исключением зарегистрированных в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам;
2. В случае управления холдингом физическим лицом (далее - собственником), его участниками могут быть только хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества) резиденты и (или) нерезиденты Республики Беларусь, за исключением зарегистрированных в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам, в которых собственник владеет 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах).
Физические лица согласно Указу №660 не могут быть участниками холдинга, но в определенных им случаях могут осуществлять управление холдингом.
Таким образом, Указ №660 предоставляет право юридическим лицам-нерезидентам свободно входить в состав участников холдинга, в то время как в отношении хозяйственных групп продолжает действовать ограничение п. 2.5. Указа №482, согласно которым «хозяйственные группы с участием иностранных юридических лиц создаются только с согласия Президента Республики Беларусь».
Неясным остается вопрос, как будет определяться организационно-правовая форма нерезидента и в связи с этим его возможность выступить участником холдинга, поскольку виды и правовая природа организационно-правовых форм юридических лиц в разных странах отличаются. Например, иностранная компания с организационно правовой формой Limited Partnership переводится, как правило, коммандитное товарищество – возникает вопрос, имеет ли такого рода компания выступать участником холдинга, создаваемого на территории Республики Беларусь. Возможно, практика применения Указа №660 пойдет по пути неприменения в отношении нерезидентов ограничений участия в холдинге в зависимости от его организационно-правовой формы. В любом случае, при отсутствии разъяснений данного пункта Указа №660 возможны препятствия при регистрации холдинга на территории Республики Беларусь с участием нерезидента.
Отсутствие международных соглашений, предусматривающих обмен информацией по налоговым вопросам, также будет являться для нерезидентов ограничением для вхождения в состав холдинга, создаваемого (зарегистрированного) на территории Беларуси. В настоящее время указанные соглашение заключены Республикой Беларусь с РФ, Республикой Казахстан, КНР, некоторыми другими странами.
Следует обратить внимание, что в случае, когда управление холдингом осуществляется юридическим лицом, оно обязано входить в состав данного холдинга, в то время как физическое лицо в определенных Указом №660 случаях могут осуществлять управление холдингом, но не имеет право входить в состав его участников.
Следует также отметить, что Указ №660 не устанавливает ограничений ни в отношении возможности участвовать в нескольких холдингах, ни в отношении возможности управлять более чем одним холдингом.
Согласно п. 11 Указа №660 в случае, когда управление холдингом осуществляет управляющая компания, ее деятельность по управлению дочерними компаниями признается предпринимательской. Деятельность собственника по управлению дочерними компаниями к предпринимательской деятельности не относится согласно п. 1.2. Указа №660.
Пункт 12, 13 Указа №660 определяет функции управляющей компании (собственника) холдинга, которая:
- проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга;
- разрабатывает планы перспективного развития холдинга.
Управляющая компания также:
- выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;
- ведет консолидированный учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга.
Управляющая компания холдинга обязана обеспечивать конфиденциальность полученной от дочерних компаний холдинга информации. Обязанность соблюдения управляющей компанией холдинга конфиденциальности остается в силе и после исключения дочерней компании холдинга из состава участников холдинга.
Иные полномочия управляющей компании холдинга (собственника) определяются уставами его участников и законодательством.
Согласно п. 13 Указа №660 дочерние компании обязаны предоставлять управляющей компании холдинга бухгалтерскую отчетность не реже одного раза в год, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, а также иную отчетность в других случаях, предусмотренных уставами дочерних компаний.
Порядок создания и государственной регистрации холдинга
(холдинговой компании)
После вступления в силу Указа №660 и внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты процедура создания холдинга условно видится следующей:
- принятие решения о создании холдинга и подготовка документов для представления в государственные органы;
- получение согласия антимонопольного органа на создание холдинга;
- государственная регистрация холдинга;
- внесение изменений в устав управляющей компании.
Остановимся подробнее на особенностях каждого из приведенных этапов.
А) Принятие решения о создании холдинга и подготовка документов для представления в государственные органы.
Согласно ч. 1 п. 3 Указа №660, холдинг создается по решению управляющей компании холдинга либо собственника. Данное решение в дальнейшем представляется вместе с остальными документами в Минэкономики для государственной регистрации холдинга. Однако следует отметить, что Указ №660 не отменяет нормы Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и положений уставов хозяйственных обществ-участников холдинга. Поэтому помимо решения управляющей компании холдинга (собственника) требуется решение уполномоченного органа каждого хозяйственного общества-участника холдинга о согласии на участие в нем. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 35 указанного Закона решение об участии в объединениях юридических лиц относится к компетенции общего собрания участников, если данный вопрос не отнесен уставом хозяйственного общества к компетенции его Совета Директоров (наблюдательного совета).
Таким образом, решение о создании холдинга (участии в холдинге) должно быть принято каждым участником в отдельности, на основании чего аналогичное решение принимается управляющей компанией (собственником).
Б) Получение согласия антимонопольного органа на создание холдинга.
Согласно п. 4 Указа №660 управляющая компания (собственник) обязана получить согласие антимонопольного органа на создание холдинга в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» .
Функции антимонопольного органа в Республике Беларусь на сегодняшний день выполняет Департамент ценовой политики Минэкономики.
Перечень документов, необходимых для представления в Департамент ценовой политики Минэкономики и получения согласия на создание холдинга установлен п. 3 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2007 г. №1406, и п. 3 ст. 11 вышеуказанного Закона. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней, по итогу которого Департамент ценовой политики Минэкономики вправе:
- дать согласие на создание, реорганизацию холдинговых компаний, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, либо
- принять мотивированное решение об отказе в вынесении решения о согласии на создание, реорганизацию холдинговых компаний, если данные действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
В случае необходимости срок рассмотрения представленных документов может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней с уведомлением об этом заявителей.
Документ, подтверждающий согласие на создание холдинга, действителен в течение 12 месяцев.
В) Государственная регистрация холдинга.
Согласно ч. 1 п. 3 Указа №660 холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Министерством экономики. Для государственной регистрации холдинга его управляющая компания (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики документы по перечню, установленному п. 5 Указа №660:
- заявление о регистрации холдинга;
- решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом, или собственником;
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию коммерческих организаций – участников холдинга, заверенные их руководителями, а для участников холдинга – нерезидентов Республики Беларусь – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации.
Указанный перечень является исчерпывающим, поэтому представляется, что Минэкономики не имеет права требовать иные документы.
При подаче документов заявитель предъявляет документы, удостоверяющие его личность, а также документы, подтверждающие его полномочия, если он представляет интересы юридического или физического лица.
Государственная пошлина за государственную регистрацию холдинга не взимается.
При принятии документов, представленных для регистрации холдинга, рассматриваются их состав и содержание заявления о регистрации холдинга, однако это не освобождает от ответственности управляющую компанию холдинга (собственника или уполномоченное им лицо) в случае предоставления в Минэкономики заведомо ложных сведений для регистрации холдинга. В данной ситуации согласно п.8 Указа №660 создание холдинга признается незаконным по решению суда. При этом в Указе №660 под заведомо ложными сведениями понимаются не соответствующие действительности сведения (информация), подложные документы о фактах, имеющих существенное значение для регистрации холдинга, и к ним не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр и иные подобные ошибки. В случае, если участникам холдинга, создание которого признано незаконным, были предоставлены льготы (преференции) в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, такие участники несут ответственность в соответствии с законодательством.
Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Следует обратить внимание, что Указ №660 не содержит перечня оснований для отказа в государственной регистрации холдинга. Однако ч. 2 п. 3 Указа №660 предусматривает запрет на «создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан» и в случае обнаружения одного из перечисленных оснований Минэкономики имеет право отказать заявителю в регистрации холдинга.
Согласно ч. 7 и 8 п. 5 Указа №660 холдинг считается зарегистрированным со дня проставления штампа на заявлении о его регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга, действительное на срок, указанный в заявлении о регистрации холдинга и решении о его создании, либо выдаваемое на неопределенный срок.
Следует отметить, что государственная регистрация холдингов будет учитываться не в действующем в настоящее время Государственном реестре финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь, а в специальном Государственном реестре холдингов.
Представляется, что по аналогии с хозяйственной группой после государственной регистрации холдинга он будет подлежать постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь.
Г) Внесение изменений в устав управляющей компании.
Согласно п. 6 Указа №660 в течение месяца после государственной регистрации холдинга его управляющая компания обязана внести изменения и (или) дополнения в устав, включив в свое наименование слова «управляющая компания холдинга», и обратиться за государственной регистрацией таких изменений и (или) дополнений в соответствующий регистрирующий орган. Следует обратить внимание, что согласно п. 13 Указа №660 управляющая компания обязана помимо наименования внести дополнения в свой устав в части включения положений об обеспечении конфиденциальности полученной от дочерних компаний холдинга информации, в том числе после исключения дочерней компании холдинга из состава участников холдинга.
Указ №660 не предоставляет дочерним компаниям холдинга права использовать в своем наименовании слово «холдинг», однако п. 10 Указа №660 дает им право любым не противоречащим законодательству способом сообщать о своей принадлежности к холдингу, в том числе путем использования в реквизитах документов или рекламных материалах единой графической и текстовой символики, а также коллективного знака. Указ №660 также не предусматривает обязанности дочерних компаний холдинга вносить какие-либо изменения и (или) дополнения в свои уставы.
Порядок внесения изменений в перечень участников холдинга (холдинговой компании)
Указ №660 предусматривает также процедуру внесения изменений и (или) дополнений в перечень участников холдинга в случаях включения коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании либо исключения дочерней компании холдинга из состава его участников.
А) Включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании.
Согласно п. 7 Указа №660 включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании осуществляется в следующем порядке:
- коммерческая организация принимает решение о вхождении в состав участников холдинга в качестве дочерней компании в порядке, предусмотренной ее уставом;
- управляющая компания холдинга (собственник) принимает решение о включении коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании;
- холдинг получает согласие антимонопольного органа на включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Следует отметить, что указанный Закон не содержит перечня документов и процедуры получения согласия на включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании. Представляется, что процедура получения такого согласия будет аналогична процедуре создания нового холдинга либо в Закон будут внесены соответствующие изменения (дополнения);
- управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) обращается в Министерство экономики за регистрацией нового перечня участников холдинга с представлением:
- заявления о внесении изменений в перечень участников холдинга;
- решения о включении коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании;
- перечня участников холдинга;
- копии документа, подтверждающего государственную регистрацию подлежащей включению в состав участников холдинга коммерческой организации, заверенной ее руководителем, а для нерезидентов Республики Беларусь – легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения, датированной не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающая государственную регистрацию этой иностранной организации.
Министерство экономики не позднее двух рабочих дней, следующих за днем подачи документов, вносит изменения в перечень участников холдинга посредством оформления нового перечня и выдает этот перечень управляющей компании холдинга (собственнику или уполномоченному им лицу).
Хозяйственное общество (унитарное предприятие) считается включенным в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании с даты оформления Министерством экономики нового перечня участников холдинга.
Б) Исключение дочерней компании холдинга из состава его участников.
Следует отметить, что Указ №660 оперирует только понятием «исключения» дочерней компании из состава его участников и не использует понятие «выхода», которое подразумевает наличие волеизъявления выходящего участника. Из этого можно сделать вывод, что участники не выходят из холдинга (по своему решению), а исключаются из состава участников холдинга по решению управляющей компании (собственника) и внутреннее решение уполномоченного органа исключаемой компании не имеет в этом случае юридической силы.
Согласно п. 7 Указа №660 исключение дочерней компании холдинга из состава его участников осуществляется в следующем порядке:
- управляющая компания холдинга (собственник) принимает решение об исключении коммерческой организации из состава участников холдинга.
Данное решение не требуется в случаях:
- уменьшения количества принадлежащих управляющей компании холдинга (собственнику) акций (доли в уставном фонде) дочерней компании холдинга – хозяйственного общества до 25 и менее процентов и (или)
- прекращения деятельности дочерней компании холдинга – унитарного предприятия по основаниям, предусмотренным законодательными актами.
Не позднее пяти рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) должна обратиться в Министерство экономики с заявлением об изменении перечня участников холдинга. При этом соблюдение иных процедур, в том числе получение согласия антимонопольного органа, не требуется.
- холдинг получает согласие антимонопольного органа на исключение дочерней компании холдинга из состава его участников в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Следует отметить, что указанный Закон не содержит перечня документов и процедуры получения согласия на исключение дочерней компании холдинга из состава его участников. Представляется, что процедура получения такого согласия будет аналогична процедуре создания нового холдинга либо в Закон будут внесены соответствующие изменения (дополнения);
- управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) обращается в Министерство экономики за регистрацией нового перечня участников холдинга с представлением:
- заявления о внесении изменений в перечень участников холдинга;
- решения об исключении коммерческой организации из состава участников холдинга;
- перечня участников холдинга.
Министерство экономики не позднее двух рабочих дней, следующих за днем подачи документов, вносит изменения в перечень участников холдинга посредством оформления нового перечня и выдает этот перечень управляющей компании холдинга (собственнику или уполномоченному им лицу).
На заметку юридическим лицам, использующим в своем наименовании слово «холдинг»
Согласно п. 6 и 18 Указа №660 использование слов «управляющая компания холдинга» и «холдинг» в наименовании юридических лиц, не являющихся управляющими компаниями холдинга, не допускается. Юридические лица, созданные до вступления в силу Указа №660, содержащие в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания» и отвечающие установленным в настоящем Указе №660 требованиям, обязаны до 01 мая 2010 г. обратиться в Министерство экономики за регистрацией холдинга либо принять меры по изменению своего наименования. При этом Указ №660 не указывает, что понимается под «принятием мер по изменению своего наименования». Однако представляется, что будет считаться недостаточным принятие уполномоченным органом юридического лица решения об изменении своего наименования и утверждения соответствующих изменений.
До 01.05.2010 г. юридическое лицо обязано представить документы для государственной регистрации изменений в устав в соответствующий регистрирующий орган.
Пунктом 1 ст. 23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена ответственность за «невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством» в виде штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
Ограничения и преимущества в деятельности холдингов (холдинговых компаний)
Анализ Указа №660 позволяет выделить такие ограничения:
- п. 9 дочерняя компания холдинга не может владеть акциями (долями в уставном фонде) управляющей компании холдинга, выступать залогодержателем ее акций, а также осуществлять доверительное управление ими;- ч. 2 п. 3 запрещает создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей,
а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.
В то же время Указ № 660 предоставляет следующие преимущества.
Согласно п. 14 Указа №660 руководитель частной коммерческой организации – участника холдинга с согласия собственника имущества этой организации (общего собрания участников либо, если это предусмотрено уставом, совета директоров (наблюдательного совета) может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других частных коммерческих организациях, являющихся участниками этого холдинга. Таким образом, Указ №660 установил исключение из нормы ч. 1 ст. 255 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 г. №296-З, согласно которой «руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики».
Пункт 15 Указа №660 предоставил право хозяйственным обществам – участникам холдинга по решению их общего собрания участников передать полномочия по принятию решений о совершении крупных сделок между участниками холдинга и утверждению стоимости имущества, являющегося предметом такой сделки, исполнительному органу этого хозяйственного общества, если иной порядок совершения таких сделок не установлен Президентом Республики Беларусь. Данное решение, согласно Указу №660, должно быть принято общим собранием участников хозяйс