Приватизация государственного имущества иностранными инвесторами в РБ

Общая информация

1 января 2011 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее — Закон о приватизации) (№ 2103 — XII от 19 января, 1993). Новый Закон о приватизации в корне изменил подход к приватизации, исключив возможность безвозмездной передачи имущества, а также концепцию «разгосударствления», которые существовали до этого.

Хотя некоторые из этих процедур использовались на практике и были предусмотрены в различных правовых актах до принятия нового Закона о приватизации, последний содержит несколько значительных изменений, таких как введение принципа возмездности приватизации и отмена льгот для работников, введение нового способа приватизации — продажа акций по результатам доверительного управления, а также наделение Президента правом санкционировать прямые продажи объекта приватизации без проведения аукциона или конкурса.

Новый Закон о приватизации также исключает из сферы своего регулирования вопросы жилой недвижимости.

В соответствии с новым Законом о приватизации, иностранные инвесторы могут приобрести государственное имущество в процессе приватизации путем:

  • Покупки акций на аукционе;
  • покупки акций по конкурсу;
  • покупки предприятий как имущественных комплексов на аукционе;
  • покупки предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;
  • покупки акций по результатам доверительного управления;
  • преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация путем проведения аукционов и по конкурсу

Продажа объекта приватизации осуществляется на аукционе, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий, и победителем становится участник, предложивший наиболее высокую цену.

Когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (например, инвестирование определенной суммы денег в развитие производства, создание новых рабочих мест, сохранение профиля деятельности предприятия и др.), продажа объекта приватизации осуществляется по конкурсу. В этом случае победителем становится участник, который, в соответствии с заключением комиссии по проведению конкурса, предложил лучшие условия.

По общему правилу, исключения из которого могут быть установлены только Президентом, начальная цена приватизируемого предприятия определяется в размере его оценочной стоимости.

Начальная цена продажи акций устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (в отношении объектов приватизации, находящихся в республиканской собственности) или органами местного самоуправления (в отношении объектов, находящихся в собственности административно-территориальных единиц).

Если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним участником, объект приватизации продается этому участнику при его согласии по начальной цене продажи, увеличенной на 5%.

Если заявление на участие в конкурсе представлено только одним участником и предложенные им условия соответствуют условиям конкурса, продажа объекта приватизации этому лицу производится на предложенных им условиях.

В случае признания аукциона (конкурса) нерезультативным или признания аукциона (конкурса) несостоявшимся по иным основаниям, или отказа единственного участника аукциона (конкурса) от приобретения объекта приватизации может быть проведен повторный аукцион (конкурс).

Начальная цена продажи объектов приватизации может быть понижена на 20% после первых нерезультативных либо несостоявшихся торгов и до 50% включительно после вторых нерезультативных либо несостоявшихся торгов.

Продажа объектов приватизации осуществляется на основании заключенного между органом приватизации и субъектом приватизации договора купли-продажи. В договоре определяются объект приватизации, цена, порядок и сроки оплаты, срок передачи объекта приватизации субъекту приватизации, ответственность за невыполнение условий договора и т. д.

Как правило, оплата объекта приватизации производится не позднее 30 рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи. При просрочке платежа взимается штраф в размере 10% от цены продажи объекта приватизации и пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Специальные ценовые условия

Начальная цена продажи по конкурсу предприятия как имущественного комплекса с числом работников не более 100, у которого задолженность по финансовым обязательствам равна балансовой стоимости активов или превышает ее, составляет одну базовую величину на день проведения конкурса (около EUR 10).

Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления

Продажа акций по результатам доверительного управления представляет собой совершенно новый способ приватизации, направленный на привлечение эффективных менеджеров для убыточных организаций.

Согласно этому методу, государственные акции в убыточной организации (где задолженность по финансовым обязательствам в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения о приватизации, не менее 14 месяцев равна балансовой стоимости активов или превышает ее) могут быть переданы по конкурсу в доверительное управление субъекта приватизации с правом впоследствии приобрести часть акций, которые были переданы в доверительное управление.

Хотя в соответствии с белорусским законодательством передача акций в доверительное управление является лицензируемым видом деятельности, исключение может быть применено к случаю, упомянутому выше, где лицензирование такой деятельности не требуется.

Порядок проведения конкурса по приобретению права доверительного управления акциями аналогичен порядку проведения конкурса по продаже акций. Договор на доверительное управление акциями с правом выкупа части акций заключается с победителем конкурса.

После завершения срока доверительного управления и при условии выполнения всех условий договора субъекту приватизации предоставляется право приобрести часть акций, переданных ему в доверительное управление, по их номинальной стоимости на дату заключения договора.

Если субъект приватизации не выполняет условия договора, он теряет право на приобретение акций.

Преобразование государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество

Преобразование государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество без участия иных учредителей, помимо государства, — это только формальное изменение его организационно-правовой формы, так как 100% акций остается в собственности государства.

Тем не менее, это необходимый шаг для продажи акций субъектам приватизации. Кроме того, субъекты приватизации могут внести вклад в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого в результате преобразования, и, следовательно, стать учредителями вместе с государством.

Выбор других, кроме государства, учредителей осуществляется органом приватизации путем проведения конкурса или по результатам прямых переговоров с единственным участником.

Размер уставного фонда в этом случае равен стоимости активов и пассивов преобразуемого предприятия (за исключением объектов социального назначения, объектов, находящихся только в собственности государства, жилых помещений государственного жилищного фонда и в пользовании объектов, составляющих исключительную собственность государства), определяемого на основе бухгалтерского баланса и акта инвентаризации на 1 января года, в котором проводится приватизация и стоимости вклада в уставный фонд субъекта приватизации.

Реорганизация открытого акционерного общества путем присоединения к нему государственного унитарного предприятия

Еще одним вариантом приватизации является процедура присоединения государственного унитарного предприятия к открытому акционерному обществу, в результате которого активы государственного унитарного предприятия вносятся в уставный фонд открытого акционерного общества, а акции, выпущенные на сумму такого вклада, передаются государству.

В то же время, существует больше вариантов приобретения государственного имущества, лежащих за рамками регулирования Закона о приватизации. Эти варианты включают в себя:

  • Участие инвестора в аукционе или конкурсе на покупку недвижимости;
  • инвестиции в целях развития компании путем приобретения акций дополнительного выпуска;
  • приобретение земельных участков.

Процедура участия инвестора в аукционе или конкурсе на покупку недвижимости регулируется Указом Президента «О порядке передачи государственного имущества» (№ 294 от 4 июля 2012 года). Возможна также продажа имущества конкретному инвестору.

Участниками аукциона/конкурса могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Цена недвижимого имущества определяется с помощью индексного метода. В случае продажи конкретному инвестору дополнительно проводится рыночная оценка и учитывается наибольшая из двух оценок. Первоначальная цена продажи на аукционе/по конкурсу может быть снижена:

  • На 20% после первых нерезультативных либо несостоявшихся торгов;
  • до 50% после вторых нерезультативных либо несостоявшихся торгов;
  • до 80% после третьих нерезультативных либо несостоявшихся торгов;
  • цена продажи может быть установлена в размере 1 базовой величины после третьих нерезультативных либо несостоявшихся торгов.

Недвижимое имущество, за исключением расположенного в Минске и областных центрах (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев) и включенного в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, может быть продано на аукционе по начальной цене продажи 1 базовая величина (около 10 евро) или передано безвозмездно в целях реализации инвестиционных проектов.

Приватизация путем приобретения акций дополнительного выпуска

Этот метод имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, в случае новой эмиссии, инвестор должен заплатить вдвое больше, чем он заплатил бы за приобретение акций у государства, чтобы получить тот же пакет акций в уставном фонде (например, в целях приобретения 50% уставного фонда, инвестор заплатит за дополнительный выпуск 100% акций, чтобы получить равную долю с государством). С другой стороны, вложенные средства используются на развитие организации (например, ремонт оборудования), а не просто передаются в качестве платы государству.

На практике, потенциальный инвестор находит государственную организацию, в которой он хотел бы приобрести пакет акций и согласовывает условия приватизации с Государственным комитетом по имуществу, и, в том числе, условие, что акции дополнительного выпуска будут предложены для покупки только одному инвестору. Тогда решение о привлечении инвестиций путем продажи акций дополнительного выпуска принимается общим собранием акционеров.

Размещение акций осуществляется по их номинальной стоимости, однако, в некоторых случаях по инициативе органов государственного управления Республики Беларусь размещение акций может быть осуществлено по стоимости, установленной на основе использования рыночных методов (в любом случае, не ниже номинальной стоимости).

В конце 2012 года в приватизационное законодательство был внесен ряд изменений, в том числе были приняты Декрет Президента от 10 сентября 2012 года № 8 и Постановление Правительства от 6 сентября 2012 года № 826 (вступили в силу в октябре и сентябре 2012 года соответственно).

Вышеуказанными правовыми актами, в частности:

  • Предусмотрено, что с этого момента приватизация государственного имущества осуществляется без формирования планов приватизации, предусмотренных Законом о приватизации. Опыт прошлых лет, когда использовалась система формирования списков приватизации (2008–2012) показал, что этот подход не является эффективным. Отмена приватизационных списков дала зеленый свет инвесторам в области приватизации любой государственной организации или предприятия. С другой стороны, процедура принятия отдельных «кабинетных» решений может оказаться слишком сложной и долгой на практике;
  • продлен минимальный срок уведомления о проведении аукциона по продаже акций (долей в уставном фонде) субъекта хозяйствования с 30 до 45 дней до дня проведения аукциона;
  • установлен срок 3 рабочих дня для представления документа, подтверждающего согласие антимонопольного органа на совершение сделки;
  • изменены требования к процедуре проведения аукциона, опосредующей продажу объектов приватизации за денежные средства. Вышеупомянутые изменения дают право инвесторам участвовать в приватизации государственного имущества и обеспечивают более полные гарантии их прав и интересов, посредством установления новых правил проведения аукциона, в частности, норм, касающихся права отказа от участия в аукционе и права на возврат внесенного участником аукциона задатка.

Приобретение земельных участков

Пожалуйста, см. главу 8 «Право собственности».

События в 2013 году

В 2013 году продолжается совместная инициатива Всемирного банка и Правительства Республики Беларусь по пилотной приватизации восьми крупных государственных открытых акционерных обществ. Более подробную информацию и перечень организаций, предлагаемых для приватизации в рамках этой программы можно получить на сайте Национального агенства инвестиций и приватизации http://www.investinbelarus.by/privatization/enterprises/

наверх
Задать вопрос