Особенности политического и экономического уклада, влияющие на бизнес в Беларуси

Обратим внимание на особенности политического и экономического уклада Беларуси, которые во многом определяют условия ведения бизнеса в нашей стране.

1. Одной из основных особенностей политической системы Беларуси, которая влияет на экономическую систему, в том числе на частный бизнес, является сильная президентская власть. Акты Президента Республики Беларусь (указы и декреты) имеют большую юридическую силу, чем законы.

Сохраняется практика вступления в силу актов Президента, в том числе по налоговым и таможенным вопросам, «задним числом»: принимаются, например, в марте или апреле, но действуют с января текущего года. А затем контролирующие органы штрафуют субъектов хозяйствования за то, что в январе или феврале они «нарушили» акт, который еще не был принят.

2. Многие практически важные вопросы ведения бизнеса урегулированы в законодательстве только в общих чертах (либо вообще не урегулированы). Частично их регулирование отдается на откуп местным исполнительным и распорядительным органам (исполкомам).

К примеру, процедура открытия производства (зала игровых автоматов, компьютерного клуба и т. д.) в законодательстве прямо не прописана. Для этого необходимо обращаться в исполком, где соответствующий отдел даст перечень инстанций, у которых необходимо получить согласование.

Регулирование многих вопросов исполкомами приводит к тому, что в различных областях республики одни и те же вопросы регулируются по-разному. Возможность решения вопросов руководителями местных исполкомов привносит в решение вопросов субъективный подход.

3. Законодательство Республики Беларусь содержит огромное количество подзаконных актов (Инструкций, Положений, Правил и др.).

Многие из этих подзаконных актов периодически изменяются, немалое их число не согласованы между собой. Как следствие, субъекты хозяйствования зачастую не могут найти однозначного правила поведения в той или иной ситуации. Это вынуждает их обращаться за разъяснениями к соответствующим государственным органам. Те, в свою очередь, не всегда дают внятные и соответствующие законодательству разъяснения. Чаще ограничиваются формальными отписками.

4. Законодательство Республики Беларусь содержит нормы, без достаточных оснований ограничивающие ведение бизнеса.

Так, указом Президента установлено, что предприниматели вправе нанимать только родственников в количестве не более трех.

В 2009 г. Нацбанк запретил банкам выдавать кредиты физическим лицам в иностранной валюте. Этот запрет действует до сих пор.

В первой половине 2010 г. в Беларуси урегулировано использование национального сегмента сети Интернет. По жесткости контроля за сетью Интернет это регулирование занимает третье место после Китая и КНДР.

В 2009—2010 гг. в Беларуси приостановили выдачу лицензий на игорный бизнес. В 2011 г. вводятся новые лицензионные требования к игорному бизнесу, одно из них будет состоять в том, что все игорные заведения (игровые автоматы, столы и т. д. в них) должны быть подключены к единой государственной системе учета ставок и выигрышей. Такой подход приведет к тому, что все обороты игорных заведений, а также все выигрыши (и паспортные данные выигравших людей) будут аккумулироваться в специальной системе, к которой будут иметь постоянный доступ сотрудники заинтересованных государственных органов.

Последний пример касается юристов, обслуживающих бизнес. Частные юридические фирмы в Беларуси собираются ликвидировать, объединив всех частных юристов с «государственными» адвокатами. Соответствующий законопроект планируется к внесению на рассмотрение Парламента в 2011 году.

5. Налоговая система Республики Беларусь исторически имеет крайне запутанную структуру. И хотя сегодня делаются определенные шаги по ее упрощению, этого пока недостаточно для того, чтобы бизнесу стало проще работать.

На сегодняшний день налоговое законодательство Беларуси содержит несколько тысяч действующих документов. Отсутствует единый документ, в котором были бы перечислены все взимаемые в Республике Беларусь налоги и правила их исчисления и уплаты.

С 1 января 2010 г. в Беларуси введена в действие Особенная часть Налогового кодекса. Однако наряду с ним продолжают действовать ранее принятые и появились новые акты Президента, решающие вопросы налогообложения.

Большое количество налогов, сложная система администрирования налогов, большой объем норм налогового законодательства требуют значительного количества бухгалтерских работников, влекут ошибки при исчислении и уплате налогов, признаваемые правонарушениями, за которые широко применяются штрафные санкции. Например, только за 11 месяцев 2010 г. налоговые органы Беларуси признали административными 68 236 нарушений руководителями и иными лицами субъектов хозяйствования.

В ежегодных исследованиях Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing business» последние несколько лет Беларусь стабильно занимает последнее, 183-е, место по налоговой системе.

6. Отношения бизнеса с контролирующими органами в Беларуси имеют свою специфику. Контролирующим органам ставится задача выявить нарушения в деятельности субъекта хозяйствования и обеспечить перечисление в бюджет соответствующих штрафных санкций за эти нарушения.

За выявленные нарушения к ответственности могут привлечь и организацию (средний размер штрафов составляет около 2000 долларов США), и виновное должностное лицо организации (средний размер штрафов составляет около 300 долларов США).

В качестве дополнительной санкции за многие правонарушения предусмотрена конфискация (выручки, товаров, предметов административного правонарушения). Типичным примером является дела об административных таможенных правонарушениях, по которым применяется конфискация транспортного средства, использовавшегося при перемещении товаров через таможенную границу, и при этом вне зависимости от вины собственника транспортного средства в таком правонарушении.

В случае оспаривания наложения административного взыскания суды нередко по умолчанию занимают сторону контролирующих органов. Количество выигрываемых судебных дел данной категории вряд ли превысит 20 процентов.

В Республике Беларусь насчитывается около четырех десятков контролирующих органов, каждый из которых может проверить субъекта хозяйствования по тем или иным вопросам.

7. На сегодняшний день для иностранных инвесторов отсутствуют сколь-нибудь значимые льготы и преференции. Режим иностранных инвестиций приближен к национальному режиму.

Индивидуальные льготы и преференции предоставляются под конкретные инвестиционные проекты и в основном по решению Президента. Немало случаев, когда инвестиционные проекты (особенно широкомасштабные) реализуются по личному решению Президента, несмотря на наличие в законодательстве механизмов реализации инвестиционных проектов.

8. Реальной приватизации в Беларуси не проводится. Два года назад был принят указ Президента, который (как предполагалось) должен был дать импульс для приватизации.

Однако во исполнение указа на приватизацию в первую очередь были выставлены государственные предприятия, которые не представляли большого интереса для инвесторов. Также был утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации (в этот перечень попали наиболее прибыльные государственные предприятия, которые могли бы быть наиболее интересны для инвесторов).

Поэтому бума приватизации в Беларуси не возникло. Приватизационные сделки проходят, но их немного.

В 2010 г. в начале весны был утвержден перечень из пяти предприятий, подлежащих приватизации в этом году путем показательной продажи акций через биржу (Бобруйский машиностроительный завод, ВолМЕТ, Лидский литейно-механический завод, Бархим и Речицкий текстиль). Однако на конкурсы по продаже акций этих предприятий, которые проводились в августе—сентябре 2010 года (а повторные конкурсы — конце осени 2010 г.), не было подано ни одной заявки.

Еще одной значительной особенностью приватизации в Беларуси является то, что продажа акций приватизируемых предприятий обычно производится с обязательными условиями, предъявляемыми инвестору: сохранить в течение определенного времени профиль предприятия, количество сотрудников, поддерживать социальную инфраструктуру предприятия (общежития, детские сады и т. д.).

9. Ощутимого и планомерного улучшения бизнес-климата в Беларуси также нет.

Курс на «либерализацию» экономики (упрощение правил ведения бизнеса, отмена отдельных административных процедур и т. д.) не получил должного развития.

В обращении к Парламенту в начале 2010 г. Президент отметил, что на практике либерализации почти нет и для ее появления необходимо будет вмешаться самому Президенту — издать соответствующий акт. В течение почти всего 2010 года такой акт готовился, однако в декабре 2010 года он все еще не был принят и на обсуждение широкой публики даже не был предоставлен проект такого акта.

Еще в начале 2009 года Президент дал поручение Правительству вывести Беларусь в тридцатку стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом. По некоторым показателям наша страна поднялась в международных рейтингах (например, по регистрации бизнеса — Беларусь поднялась с 98 места на 7 в отчете Doing business 2010).

Однако рост позиций в рейтинге по этой позиции — это скорее какой-то формальный показатель, который может не отражать всей реальности. Да, сегодня бизнес в Беларуси регистрируют в день обращения. Однако реально открытие бизнеса «под ключ» все равно занимает не один день, а 1,5–2 недели. И от того, что фирму можно открыть за день, проще вести бизнес не стало.

Тем более, что по отдельным принципиальным показателям в том же самом рейтинге позиции Беларуси снизились (например, по защите прав инвесторов Беларусь опустилась со 105 места на 109).

наверх
Задать вопрос