Как нерезиденту вести бизнес в Беларуси

Ведение бизнеса нерезидентом в Беларуси возможно в следующих основных формах:

1. путем создания в Республике Беларусь юридического лица с участием нерезидента;

2. путем открытия представительства в Республике Беларусь;

3. путем работы через зависимого агента.

1. Создание в Республике Беларусь юридического лица с участием нерезидента

Создание юридического лица нерезидентом имеет ряд особенностей.

Нерезидент может создать в Беларуси два вида юридического лица:

(1) юридическое лицо и

(2) юридическое лицо со специальным статусом предприятия с иностранными инвестициями.

Основные отличия юридического лица со статусом предприятия с иностранными инвестициями от белорусского юридического лица с учредителем-нерезидентом состоят в следующем:

  • минимальный размер уставного фонд для белорусского юридического лица в настоящее время не устанавливается (за исключением ЗАО — около USD 1 190 и ОАО — около USD — 4 760 (на 2012.09.01)); для юридического лица со статусом предприятия с иностранными инвестициями вклад иностранного участника (иностранных участников) должен составить не менее USD 20 000;
  • для юридических лиц со статусом предприятия с иностранными инвестициями отсутствует такое основание для ликвидации, как решение регистрирующего органа, то есть ликвидация таких юридических лиц возможна либо в судебном порядке, либо по решению учредителей;
  • уставный фонд белорусского юридического лица подлежит формированию до государственной организации; уставный фонд юридического лица со статусом предприятия с иностранными инвестициями (за исключением ОАО) должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации этого юридического лица и в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации;
  • для юридических лиц с иностранными инвестициями существует обязанность ежегодного аудита.

Рассмотрим особенности создания нерезидентом юридического лица того или иного вида.

(1) Создать белорусское юридическое лицо нерезиденты могут в предусмотренных белорусским законодательством организационно-правовых формах: УП, ООО, ОДО, ЗАО, ОАО и т. д.

Процедура регистрации в данном случае будет схожа с той, когда юридическое лицо создается резидентами.

Среди особенностей следует выделить необходимость получения от иностранных юридических лиц документов, которые оформлены в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к документам, исходящим из-за рубежа.

Второй важной особенностью процедуры создания белорусского юридического лица является необходимость сформировать уставный фонд до подачи документов в регистрирующий орган. Формирование уставного фонда происходит либо за счет неденежного вклада, который подлежит оценке, либо за счет внесения денежных средств на специальный временный счет, открываемый в белорусском банке учредителями юридического лица.

Оба способа формирования уставного фонда для иностранного юридического лица затруднены.

В случае с неденежным вкладом трудность заключается в том, что имущество учредителя — нерезидента, которое вносится в уставный фонд, должно находиться на территории Республики Беларусь, что в соответствии с белорусским законодательством не очень реально. Проблема заключается в самой возможности таможенного оформления такого имущества в соответствующем таможенном режиме.

В случае же открытия временного счета необходимо осуществить процедуру постановки иностранного юридического лица на налоговый учет в Республике Беларусь.

(2) Создание юридического лица со статусом предприятия с иностранными инвестициями имеет несколько иное правовое регулирование.

Особенностью, как уже отмечалось, является то, что уставный фонд создаваемого юридического лица (кроме ОАО) формируется после государственной регистрации, что позволяет беспрепятственно вносить неденежный вклад или перечислять денежные средства в иностранной валюте в уставный фонд юридического лица уже на обычный текущий валютный счет. При этом необходимо также учитывать нормы Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

2. Открытие представительства нерезидента в Республике Беларусь

Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение (учреждение) или место осуществления деятельности, расположенные на территории Республики Беларусь, через которые осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации. Такая деятельность может осуществляться, в частности, путем совершения сделок и иных действий от имени иностранной организации.

Характеризуя правовой статус представительств иностранных организаций, необходимо отметить две особенности:

  • представительство имеет статус нерезидента;
  • представительство не является юридическим лицом.

Вторая из указанных особенностей связана с ограничением ведения бизнеса. Представительство иностранной организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации.

Таким образом, ведение бизнеса через представительство является скорее исключением, чем правилом. По общему правилу представительства иностранных компаний в Беларуси создаются для некоммерческих целей: исследование рынка, продвижение товаров, представительские функции и пр.

Если нерезидент будет вести бизнес в Беларуси через представительство, то он будет уплачивать здесь все те же самые налоги и сборы, как белорусское юридическое лицо.

Если вид деятельности, которым нерезидент планирует заниматься в Беларуси, подлежит лицензированию, то нерезидент может получить соответствующую лицензию только при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.

Представительство нерезидента в Республике Беларусь аккредитуется в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. Оно открывается на срок, который указывается нерезидентом в соответствующем заявлении. Ограничения по сроку отсутствуют.

За выдачу разрешения на открытие представительства коммерческой организации в Республике Беларусь взимается государственная пошлина в размере около USD 770, представительства некоммерческой организации — около USD 230 (на 2012.09.01).

Дополнительные расходы на открытие представительства в Республике Беларусь (на перевод документов, нотариальное удостоверение и т. д. без учета расходов на юридические услуги и юридический адрес) составляют около USD 210 (на 2012.09.01).

Срок открытия представительства иностранной компании в Республике Беларусь на сегодняшний день составляет 1–1,5 месяца.

3. Работа через зависимого агента

Кроме ведения бизнеса иностранной организацией через постоянное представительство в Беларуси разрешено также осуществление деятельности через белорусскую организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации. Данный вариант бизнеса называют также работой через зависимого агента (либо через агента с зависимым статусом).

Под таким зависимым агентом понимается, в частности, организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

Если организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах, действуют в рамках своей обычной деятельности (независимые агенты или агенты с независимым статусом), то они не признаются постоянным представительством иностранной организации.

Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют.

Наличие у иностранной организации агента с зависимым статусом позволяет ей не открывать в Республике Беларусь своего представительства. В этом случае агент с зависимым статусом встает на налоговый учет по месту своего нахождения без аккредитации в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь.

В международных соглашениях могут быть предусмотрены исключения из указанных правил, а также иные критерии отнесения организаций или физических лиц к агентам с зависимым либо независимым статусом.

4. Какую форму ведения бизнеса в Беларуси выбрать нерезиденту?

Решая вопрос об открытии бизнеса в Беларуси, нерезиденту следует выбрать между:

  • работой с агентом и созданием своей структуры в Беларуси;
  • созданием юридического лица в Беларуси и открытием представительства.

Достоинства и недостатки указанных форм ведения бизнеса сводятся к следующему.

Работа с агентом (юридическим или физическим лицом Республики Беларусь) требует от нерезидента меньшего участия и меньших капиталовложений. Однако агент менее подконтролен нерезиденту и при желании может в любое время «уйти в свободное плавание» или вступить в деловые отношения с конкурентами нерезидента. В договоре, который будет заключаться между нерезидентом и агентом, можно предусмотреть и невозможность одностороннего его расторжения со стороны агента, и невозможность агента вступать в аналогичные договорные отношения с другими нерезидентами, однако в случае несоблюдения этих требований агентом нерезидент сможет защитить свои интересы только в судебном порядке.

При выборе между созданием юридического лица и представительством учитывается, что представительство имеет усеченный правовой статус, поэтому не позволяет осуществлять полноценную коммерческую деятельность нерезидента в Беларуси. К тому же расходы на открытие и поддержание представительства будут выше, чем в случае открытия юридического лица:

  • представительство открывается на строго определенный срок (юридическое лицо создается на неопределенный срок);
  • за открытие представительства на 1 год уплачивается государственная пошлина в размере около USD 770 за государственную регистрацию юридического лица единовременно уплачивается пошлина в размере около USD 60 (на 2012.09.01);
  • за продление срока действия представительства уплачивается государственная пошлина в размере, аналогичном государственной пошлине, уплачиваемой за открытие представительства.

Деятельность представительств иностранных организаций находится под более пристальным контролем — каждое представительство нерезидента обязано один раз в 6 месяцев сдавать отчет о своей деятельности в МИД.

В Беларуси имеются ограничения на количество иностранных граждан, которые могут работать в представительстве. В настоящее время МИД согласовывает их число в количестве не более 3–5 человек.

Предусмотренные законодательством процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых представительствами нерезидентов, делают практически невозможным осуществление торговли иностранными товарами через представительство.

Таким образом, нерезиденту необходимо принять во внимание, что:

  • для осуществления торговли в Беларуси ему предпочтительнее открывать юридическое лицо;
  • для выполнения работ или оказания услуг в Беларуси нерезидент может использовать как юридическое лицо, так и представительство (налоговая нагрузка при этом будет одинаковой, содержание представительства будет дороже);
  • для осуществления некоммерческой деятельности в Беларуси нерезидент может открыть представительство.

Единственным вариантом, когда открыть представительство в Беларуси нерезиденту с точки зрения налоговой нагрузки будет более выгодным в сравнении с созданием юридического лица, — это создание в Беларуси обособленного подразделения для выполнения части работы головной компании-нерезидента силами белорусских сотрудников. Типичный пример — иностранная софтверная компания открывает представительство в Беларуси, набирает местных программистов, которые выполняют заказы, поступившие непосредственно от нерезидента, за что и получают зарплату.

В рассматриваемом случае головная компания перечисляет представительству в Беларуси определенные денежные средства, которые налогами не облагаются, а представительство уплачивает налоги и обязательные платежи только с фонда оплаты труда своих сотрудников.

наверх
Задать вопрос