Как открыть иностранное представительство в Беларуси

Если вы планируете открыть представительство в Беларуси и у вас есть вопросы по этому поводу, напишите нам на info@startbiz.by или позвоните +375 29 349 19 25 (Viber, Whatsap, Telegram) и мы поможем вам.

Одной из форм присутствия иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь является открытие представительства.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, деятельность иностранных организаций на территории Республики возможна в двух основных вариантах: путем регистрации в Беларуси юридического лица либо через открытие представительства. В данной статье мы рассмотрим практические вопросы, связанные с открытием в нашем государстве представительства иностранной организации.

 

СТАТУС ИНОСТРАННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Для правильной характеристики правового положения представительства иностранной организации и объема его правоспособности необходимо исходить из того, что представительство, во-первых, не является юридическим лицом, а во-вторых, имеет статус нерезидента.

Пункт 1 статьи 51–1 Гражданского кодекса Республик Беларусь предусматривает, что представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. В качестве таких функций можно отметить, в частности, совершение сделок и иных действия от его имени иностранной организации.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы открытия и деятельности представительств иностранных организаций в Республике Беларусь является Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 (далее — Положение № 408) и Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 (далее — Перечень).

Положение № 408 предусматривает, в частности, следующие цели, для которых в Республике Беларусь может быть открыто представительство иностранной коммерческой организации:

  • развивать и совершенствовать формы сотрудничества в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта;
  • изучать товарные рынков Республики Беларусь;
  • изучать возможности для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, создания иностранных и совместных предприятий;
  • содействовать развитию торгово-экономических связей между странами;
  • представлять и защищать интересы коммерческой организации;
  • осуществлять деятельность в других, в том числе общественно полезных целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств.

На этапе решения вопроса об открытии представительства в Беларуси нерезиденты очень часто задают вопрос о том, сможет ли их представительство заниматься коммерческой деятельностью.

Положение № 408 запрещает представительству осуществлять предпринимательскую деятельность. Представительство может нести только вспомогательные и контрольные функции.

Ну и еще одни аспектом открытия представительства является то, что без представительства иностранная организация не может получить в Беларуси специальное разрешение (лицензию) (Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. N 450).

КОГДА СТОИТ ОТКРЫВАТЬ ИНОСТРАННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

На этапе принятия нерезидентом решения о выходе на рынок Республики Беларусь он должен четко определиться, что лучше открывать ему здесь: представительство или юридическое лицо. Это ключевой вопрос, от решения по которому будет зависеть вся последующая работа нерезидента в Беларуси: ее схема и т. д.

Ответ на озвученный вопрос зависит от тех целей, для которых нерезидент планирует открыть структуру в Беларуси.

Как мы уже указывали выше, представительство имеет усеченный правовой статус, поэтому не позволяет осуществлять полноценную коммерческую деятельность нерезидента в Беларуси.

Кроме того, расходы на открытие и поддержание представительства будут выше, чем в случае открытия здесь юридического лица:

  • представительство открывается на 3 года (юридическое лицо создается на неопределенный срок);
  • за открытие представительства уплачивается государственная пошлина в размере примерно 2 250 долларов США (за государственную регистрацию юридического лица уплачивается пошлина в размере около 12 долларов США);
  • за продление срока действия представительства уплачивается государственная пошлина в размере, аналогичном государственной пошлине, уплачиваемой за открытие представительства.

Деятельность представительств иностранных организаций находится под более пристальным контролем — каждое представительство нерезидента обязано один раз в год сдавать отчет о своей деятельности в исполком.

Еще одним негативным нюансом в применении представительств на практике является ограничение на количество иностранных граждан, которые могут работать в представительстве. На сегодняшний день их число в количестве не более 5 человек. А многие нерезиденты сейчас стремятся перенести часть бизнеса за границу (в том числе, и в Беларусь) и дать работу именно своим сотрудникам. Поэтому данное ограничение зачастую является решающим для нерезидентов, хотя и здесь есть варианты.

Также есть определенные нюансы с таможенным оформлением товаров, ввозимых представительствами нерезидентов, которые делают практически невозможным осуществление торговли иностранными товарами через представительство.

Поэтому из всего вышеизложенного можно сделать такие выводы:

  • для осуществления торговли в Беларуси нерезиденту необходимо открывать юридическое лицо;
  • для выполнения вспомогательных и контрольных функций коммерческой организации  можно открывать представительство;
  • для осуществления некоммерческой деятельности в Беларуси нерезидент может открыть представительство.

 

КАК ОТКРЫВАЕТСЯ ИНОСТРАННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Выдачу разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь осуществляет областные и Минский городской исполнительные комитеты. Представительство считается созданным на территории Республики Беларусь и имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента выдачи разрешения на его открытие.

В отличии от регистрации коммерческих предприятий с иностранными инвесторами для открытия представительств (несмотря на то, что об этом не упоминается в Положении № 408) исполком при приеме документов требует гарантийное письмо арендодателя о предоставлении после получения представительством разрешения на открытие юридического адреса.

За выдачу разрешения на открытие представительства коммерческой организации взимается государственная пошлина в размере 65 базовых величин за 1 год, представительства некоммерческой организации — 20 базовых величин за 1 год.

По истечении срока, на который представительство было открыто, за продление деятельности представительства необходимо заплатить государственную пошлину в том же размере, что и за его открытие, если больший размер не будет установлен законодательством на момент обращения за продлением деятельности представительства.

Помимо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины и гарантийного письма для получения разрешения на открытие представительства иностранная организация должна предоставить в исполком следующие документы:

  1. заявление, в котором указываются: цель (цели) открытия представительства, полное наименование организации, дата создания организации, место нахождения главного офиса, описание деятельности организации, сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени организации в Республике Беларусь;
  2. копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны-заявителя (выписку из торгового реестра, сертификат о регистрации организации и т. д.), легализованную в установленном порядке. Указанный документ является аналогом документа, требуемого при создании организаций с иностранными инвесторами (Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 г.). Аналогично легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
  3. копии учредительных документов организации, легализованные в установленном порядке. Указанные документы не требуются для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвесторами, поэтому, например, при регистрации компаний в оффшорных или низконалоговых юрисдикциях, необходимо проверять наличие учредительных документов;
  4. доверенность на руководителя представительства, легализованную в установленном порядке;
  5. копию особого разрешения государственных учреждений страны местонахождения организации, если этого требует законодательство страны-заявителя. Часто на этот пункт не обращают никакого внимания. Здесь все зависит от национального законодательства иностранной организации.
  6. положение о представительстве, в котором указывается цель (цели) открытия представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия представительства;
  7. легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства.

Следует отметить, что некоторые международные акты изменяют требование о легализации, устанавливая другие правила удостоверения документов. Например, Конвенция от 22.01.1993 «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (СНГ)» в ст. 13 предусматривает, что «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения». Это означает, что при открытии в Беларуси представительств организаций из государств-участников СНГ все документы, которые, по Положению, необходимо было легализовать, могут быть удостоверены нотариусом с переводом на русский язык.

Аналогичная запись содержится в Договоре между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 26 октября 1994 г. (ст. 11), Договоре между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам от 14 сентября 2000 г. (ст. 11), Договоре между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой от 21 февраля 1994 г. (ст. 13), Договоре между Республикой Беларусь и Литовской Республикой от 20 октября 1992 г. (ст. 13).

После получения в исполкоме разрешения (т.н. «Дазвола») необходимо также выполнить стандартный набор мероприятий: получить печать, стать на учет в инспекции Министерства по налогам и сборам, в органах Фонда социальной защиты населения, РУП «Белгосстрах», открыть счета в банке.

Для того чтобы сэкономить время при открытии иностранного представительства, предлагаем воспользоваться нашими юридическими услугами по сопровождению открытия иностранного представительства в Беларуси (Белоруссии).

Материал подготовлен по состоянию на 16 февраля 2019 г.

См. также Примерные расходы по созданию бизнеса

наверх
Задать вопрос