Новое положение о ликвидации: сроки короче, требования жестче

Валерий Ловцов, старший юрист Юридической компании «RAIDLA LEJINS & NORCOUS»

24 января 2013 г. Президент Республики Беларусь подписал Декрет №2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г.» (далее – Декрет №2).

В новой редакции изложены утвержденные Декретом № 1 Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о госрегистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о ликвидации). Что касается Положения о ликвидации, то в него были внесены определенные интересные изменения и дополнения, которые рассмотрим ниже.

Декрет №2 вступит в силу через три месяца после его официального опубликования, которое состоялось 25.01.2013г.

 

Оснований для ликвидации всё больше?..

Положение о ликвидации предусматривает различные основания для ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основания для ликвидации юридических лиц можно разделить на 3 группы:

  1. ликвидация по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо соответствующего органа управления юридического лица;
  2. ликвидация по решению хозяйственного суда;
  3. ликвидация по решению регистрирующего органа.

Необходимо отметить, что нововведения коснулись всех трех указанных групп оснований. Итак, посмотрим на них более подробно.

Для 1-й группы новым стало основание, закрепленное в ч.1 пп.3.1. Положения о ликвидации, а именно в связи с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством. По всей видимости, это был в определенном смысле «реверанс» в отношении либерализации порядка формирования уставного фонда коммерческих организаций, что закреплено в изменениях и дополнениях в Положение о госрегистрации. Так, напомним, что согласно ч. 2 п. 7 Положения о госрегистрации объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты ее государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен ее учредительными документами.

Можно считать уже традицией, когда в сфере государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования взамен упрощения одних механизмов и требований происходит серьезное ужесточение ответственности за нарушение норм, подвергшихся либерализации.

Указанное выше основание для добровольной ликвидации, ввиду нарушения порядка формирования уставного фонда, было включено также и во 2-ю группу оснований для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда (абз.2 ч.1 пп.3.1. Положения о ликвидации). Смысл этого видится в том, чтобы появилась некая вариативность при инициировании ликвидации юридических лиц. Так, при наступлении указанного основания законодатель, видимо, предоставляет шанс уполномоченным представителям юридического лица инициировать процесс ликвидации в добровольном порядке.

Аналогичным образом обстоит дело и с ещё одним новым основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда – в связи с признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной. Ранее это основание относилось к 1-й группе оснований, а сейчас его отнесли одновременно и ко 2-й.

Абсолютно новым основанием для принудительной ликвидации юридических лиц по решению хозяйственного суда стало: нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации (абз.6 ч.1 пп.3.2. Положения о ликвидации). Общая картина относительно проводимых ликвидаций юридических лиц такова, что достаточно часто указанные сроки не соблюдаются, порой ликвидация может затягиваться на годы. И, как правило, регистрирующие органы смотрели на такие нарушения «сквозь пальцы». Однако в настоящее время появился инструмент в виде указанной нормы, который должен по идее дисциплинировать как ликвидатора (ликвидационную комиссию), так и сами регистрирующие органы при контроле за соблюдением сроков ликвидации.

Более того, при обнаружении просрочки ликвидации у кредиторов такого юридического лица появилось право обращения в хозяйственный суд с иском о его ликвидации (абз.2 ч.2 пп.3.2. Положения о ликвидации). Безусловно, данное право обращения в суд направлено как раз на большую защиту прав кредиторов. Ведь не менее часто процедура формирования тех же реестров требований кредиторов и составления промежуточного баланса, необходимых для того, чтобы приступить непосредственно к расчету с кредиторами (если конечно есть на то хоть какое-то имущество у ликвидируемого юридического лица), растягивается на год и более. Поэтому введение указанного права кредиторов можно оценить с положительной точки зрения. Однако всё же непонятно, почему такое право будет отсутствовать у кредиторов индивидуальных предпринимателей, принявших решение о прекращении деятельности и нарушивших сроки данной процедуры…

Также был дополнен перечень оснований для ликвидации из 3-й группы (по решению регистрирующего органа). Обращают на себя внимание в большей степени следующие 2 основания для такой принудительной ликвидации:

  • непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (абз.4 ч.1 пп.3.33 Положения о ликвидации);
  • осуществление некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (абз.5 ч.1 пп.3.33 Положения о ликвидации).

И если для реагирования на решение о постановке на профилактический учет законодатель отвел соответствующим должностным и иным указанным лицам некоммерческих организаций срок в 2 месяца с даты постановки на учет, то относительно осуществления тех или иных видов деятельности учреждениями и ассоциациями (союзами) придется задумываться заранее, насколько такие виды деятельности будут соответствовать уставным целям и предмету деятельности. По всей видимости при создании таких организационно-правовых форм снова возникнет вопрос о включении в устав как можно большего вида целей и видов деятельности «про запас».

Также необходимо отметить, что при наступлении одного из 2-х указанных оснований принудительной ликвидации, сама процедура будет проходить в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии, а само решение о начале процедуры ликвидации будет приниматься регистрирующим органом при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа, что также является нововведением (ч.1 п.14 Положения о ликвидации).

 

Нельзя не упомянуть также и о том, что у регистрирующего органа появится право по своему решению ликвидировать уже не только коммерческие организации, но и индивидуальных предпринимателей, при внесении налоговым органом соответствующего представления (предложения), в связи с признанием здолженности безнадежным долгом и её списанием (абз.3 п.3.3. Положения о ликвидации). Данное нововведение представляется вполне логичным, поскольку на практике достаточно часто встречаются подобные случаи. В результате у государственных органов появится законодательно урегулированная возможность доводить до логического завершения подобные дела, а не ждать годами когда у индивидуального предпринимателя появятся денежные средства или иное имущество, чтобы рассчитаться по крайней мере с государством.

 

 

Принял решение о ликвидации – не забудь сообщить об этом.

Декретом №2 вводится конкретизация срока, в течение которого необходимо уведомить регистрирующий орган о начале данного процесса. Так, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ч.2 п.6 Положения о ликвидации).

Необходимо отметить, что да указанного нововведения (в т.ч. в настоящее время) все заинтересованные стороны в процессе ликвидации были вынуждены руководствоваться лишь нормой Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей что собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц (п.1 ст.58). При этом под сроком «незамедлительно» можно понимать что угодно и для каждого конкретного субъекта ввиду определенных обстоятельств данный срок мог быть индивидуален.

Также мы видим, что пока ещё имеет место быть расхождение норм законодательства. Так ГК возлагает обязанность по уведомлению регистрирующего органа на собственника имущества (учредителя, участников). В то же время пока ещё действующая редакция Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» (в редакции от 28.05.2012г.) возлагает указанную обязанность на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), что конечно, логично (абз.1 ч.1 п.7 Положения о регистрации).

 

Главное – уложиться в срок.

Согласно ч.3 п.6 Положения о ликвидации срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев. Вопрос последствий несоблюдения таких сроков мы уже затрагивали несколько выше (следует принудительная ликвидация по решению хозяйственного суда). Что же касается самого этого нововведения, то очевидно, что оно направлено на улучшение общей картины по ликвидациям субъектов хозяйствования в стране.

Также можно отметить уже сложившуюся тенденцию по оптимизации законодательного регулирования процесса ликвидации субъектов хозяйствования. Это можно увидеть сравнив изменения, которые произошли применительно к срокам по данной процедуре хотя бы за последние 3-5 лет.

Однако, как это обычно  и происходит, законодатель не преминул предусмотреть ряд случаев, когда срок ликвидации (прекращения деятельности) фактически приостанавливается – это сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч.4 п.6 Положения о ликвидации). К указанным случаям, в частности, относится наличие субъекта хозяйствования в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка не проведена (не завершена) (ч.5 п.16 Положения о ликвидации) и пр.

Применительно к нововведениям, вводимым Декретом №2 можно отметить сокращение ещё одного срока. Так с 3-х до 2-х рабочих дней сократился срок, в течение которого регистрирующий орган должен внести соответствующие данные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и направить соответствующие уведомления в государственные органы и иные организации об этом (п.8 Положения о ликвидации). Срок начинает исчисляться с момента получения соответствующего уведомления о начале ликвидации (прекращения деятельности).

Однако далее все осталось без изменений: государственные органы и иные организации, после уведомления регистрирующего органа о начале ликвидации по-прежнему в течение 30 рабочих дней представляют обратно регистрирующему органу информацию о наличии или отсутствии задолженности перед ними у ликвидируемого юридического лица, а также иные сведения (п.9 Положения о ликвидации). А ведь именно тут имеются значительные резервы, за счет которых можно было бы оптимизировать процесс ликвидации субъектов хозяйствования. Будем надеяться долго ждать этого не придется.

 

Наделал долгов – уходи в сторону.

В соответствии с ч.5 п.6 Положения о ликвидации при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

А в случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица (ч.6 п.6 Положения о ликвидации).

Вполне логичные нововведения, которые позволят отстранить от непосредственного управления процессом ликвидации юридического лица тех, кто по сути привел данное юридическое лицо к пропасти. Более того, в настоящее время достаточно часто при добровольной ликвидации в качестве ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) выступает кто-либо из очерченного выше круга лиц, что в будущем будет уже невозможно. Кто-то даже сможет разглядеть в этом некий потенциал для развития института наемных ликвидаторов (по аналогии с институтом антикризисных управляющих). Благо требования к ликвидаторам на сегодня не такие суровые.

 

Есть доверенность – есть право.

Актуальное нововведение закреплено в абз.1 ч.1 п.7 Положения о ликвидации, в соответствии с которым право представлять документы в регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации по решению собственника имущества (учредителя, участников) юридического лица может быть у лица, действующего по доверенности (поверенного) от имени ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) (абз.1 ч.1 п.7 Положения о ликвидации).

Аналогичное нововведение закрепляется и в отношении процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в результате чего представлять документы в регистрирующий орган также сможет поверенный (ч.2 п.7 Положения о ликвидации). Указанные нововведения являются давно наболевшими и их можно оценить с положительной стороны.

 

«Запрещено» не значит «не допустимо».

Согласно п.10 Положения о ликвидации, изложенного в новой редакции, осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются. В пока ещё действующей редакции указанного пункта Положения о ликвидации вместо «запрещается» указано «не допустимо».

На наш взгляд указанная замена терминов произошла не случайно и её можно было бы увязать с ещё одним нововведением, закрепленным в ч.1 п.25 Положения о ликвидации, согласно которому собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. В результате чего видно, к каким последствиям могут привести, в том числе и запрещённые операции по счетам ликвидируемых юридических лиц.

Также установлен срок исковой давности о привлечении указанного круга лиц к ответственности. Так согласно ч.1 п.25 Положения о ликвидации кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При вступлении в силу указанных норм Декрета №2, представляется, должна улучшится дисциплинированность лиц, осуществляющих прежде всего руководство при ликвидации субъектов хозяйствования ввиду появившегося риска быть привлеченным к субсидиарной ответственности. Также в очередной раз прослеживается попытка улучшить ситуацию с защитой прав кредиторов ликвидируемых юридических лиц.

 

 

Главное – защита прав кредиторов.

Законодатель, при принятии Декрета №2, вводит некоторые уточнения относительно проведения работы с кредиторами при формировании реестра требований кредиторов в проецессе ликвидации. Так, в соответствии с ч.2 п.11 Положения о ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.

Напомним, что в соответствии с ч.1 п.12 Положения о ликвидации, требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Т.о. мы видим, что с первым двум очередям относятся самые незащищенные категории кредиторов. Однако вводимое уточнение по работе с кредиторской задолженностью по первым двум очередям нельзя назвать революционным, поскольку фактически вводимая норма легализует тот порядок, который имеет место быть в настоящее время и на практике, хотя соблюдается не всегда и не всеми.

Обращает на себя внимание другое, фактически указанная норма дает право ликвидационной комиссии (ликвидатору) не уведомлять кредиторов третьей и четвертой очередей о включении их требований в реестр кредиторов, а точнее не обязывает их это делать, что не может не настораживать. Поскольку в данном случае на практике ликвидаторы могут действовать по следующему принципу: что делать не обязательно, то можно не делать.

 

Интернет – следующий шаг к прогрессу.

 

Согласно п.12 Положения о ликвидации сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси" с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Нельзя не отметить, что указанное нововведение является ожидаемым и логичным развитием действующего порядка опубликования сведений о ликвидации субъектов хозяйствования, который нуждался в обновлении. Можно не говорить о том насколько выросла в наше время роль Интернета в жизни общества и государства, поэтому очевидно, что со вступлением в силу указанной нормы участники экономической деятельности смогут более оперативно получать и проверять информацию о своих, по меньшей мере, кредиторах и контролировать ситуацию. Немаловажную роль будет играть и то, что данные на интернет-сайте будут обновляться ежедневно.

Интересно, что моментом начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого субъекта хозяйствования будет считаться дата размещения сведений в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси"

 исчисляться с момента опубликования данных в сети Интернет (ч.3 п.12 Положения о ликвидации), тогда как в настоящее время срок начинает исчисляться с момента публикации таких сведений в печатном издании.

 

Принял решение – внес сведения

Согласно ч.2 п.21 Положения о ликвидации Министерство юстиции включает в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения об исключении из него субъектов хозяйствования датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом. В настоящее время датой исключения субъектов хозяйствования  из ЕГРа является дата внесения в последний соответствующей записи.

Соответственно, юридическое лицо будет считаться ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя - прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра (п.22 Положения о ликвидации). Также вполне логичное развитие пока еще действующих норм Декрета №1, хотя по большому счету сути дела не меняет.

наверх
Задать вопрос