Легко ли открыть магазин в Беларуси?

Наша компания помогает открывать магазины в Беларуси. Если вы планируете открыть магазин в Минске или другом городе и у вас есть вопросы по открытию магазина, обращайтесь - мы поможем. Телефоны: +375 29 349 19 25, +375 29 859 88 69. Эл. почта info@startbiz.by

Ниже вы можете прочитать интервью наших сотрудников еженедельнику «Обозреватель», опубликованное в 2009 году

На вопросы отвечают директор частного предприятия «Юридическая компания Ильи Латышева» Илья Латышев и юрист Вадим Пашкевич:

- Начинающему предпринимателю сложно ориентироваться в правовом поле, следить за изменениями в законодательстве. Насколько распространена в Беларуси практика обращения к юридическим, таможенным, бизнес-консультантам при открытии собственного дела? (в качестве примера мы рассматриваем открытие небольшого магазина с площадью торгового зала не более 150 кв.м.).

 

Илья Латышев: Как показывает наш опыт работы, у большинства белорусских представителей т.н. малого бизнеса нет пока привычки (или может быть правильнее сказать – культуры) обращаться за платными консультациями к профессиональным специалистам на этапе создания бизнеса, открытия его нового направления или появления новых вопросов.

 

Люди постоянно хотят сэкономить денег, поэтому в основной своей массе задают вопросы знакомым или на бесплатных Интернет-форумах. Образцы документов тоже ищут в Интернет. Тем самым фундамент будущего бизнеса создается на основе консультаций анонимных непрофессионалов. Ведь качество «подсказки» на форуме или бесплатно «скачанных» документов может быть соответствующим. А это ведет к ошибкам и зачастую штрафам.

Соответственно, за помощью к профессионалам большинство обращается тогда, когда решить проблему необходимо было «еще позавчера».

Хотя быстрее, проще и дешевле было изначально обратиться к специалистам и с их помощью сделать так, чтобы проблема вообще не возникла.

Я смотрю даже по статистике наших сайтов (тот же www.startbiz.by): сколько людей заходит на них по запросам «как зарегистрировать ИП», «как зарегистрировать фирму» - и сколько обращаются потом за соответствующими услугами. Так вот - за юридическими услугами обращается процентов 10-15 посетителей, остальные довольствуются общей, зато бесплатной информацией, которая есть на наших сайтах.

 

- Сколько времени в среднем уходит на открытие небольшого магазина? (его юридическое оформление)

Илья Латышев: Открытие фирмы «под ключ» сейчас занимает две недели. Если делать все в срочном режиме, то можно уложиться в три дня. А вот получение лицензии на розничную торговлю может растянуться на полтора-два месяца. Это, что касается юридических аспектов.

А прибавьте сюда поиск подходящего помещения, разработку проекта и т.д.

Вадим Пашкевич: При открытии магазина, независимо от площади, субъекту хозяйствования необходимо получить ряд согласований. Следует отметить, что с введением практики утверждения перечней административных процедур, которые совершают государственные органы и организации в отношении граждан и субъектов хозяйствования, упорядочена процедура получения указанных согласований.

Итак, для открытия магазина или иного торгового объекта, субъекту хозяйствования необходимо получить следующие согласования:

- территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии здания, (сооружения) или помещения, а также оборудования и инженерных коммуникаций требованиям санитарных норм и правил;

- территориального органа государственного пожарного надзора о соответствии требованиям пожарной безопасности;

- территориального органа внутренних дел для согласования режима работы;

- в г. Минске - отдела архитектуры и градостроительства местного исполнительного и распорядительного органа для согласования наружного оформления торгового объекта.

 

Получение каждого из указанных согласований может занять до одного месяца при условии, что указанные органы и организации не обнаружат какие-либо нарушения соответствующих норм. Тогда срок согласования увеличивается на время ликвидации выявленных нарушений.

Следующим этапом является согласование ассортиментного перечень товаров, которые предлагаются для реализации в торговом объекте, а также размещения самого торгового объекта в отделе торговли и услуг местного исполнительного и распорядительного органа, который. Срок данного согласования устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами самостоятельно, однако он не превышает одного месяца.

Завершающий этап: субъекту хозяйствования необходимо получить лицензию на осуществление розничной торговли. Выдача самой лицензии при наличии всех согласований также занимает до одного месяца. Однако, как показывает практика, в г. Минске лицензию на осуществление розничной торговли могут выдать и в течение двух недель.

Таким образом, если одновременно подавать документы для получения согласований, при условии что компетентные органы и организации не выявят нарушений в процессе согласований, нормативный срок открытия торгового объекта составляет до двух месяцев.

 

- В регионах это сделать проще? (вероятно, существуют определенные льготы, дотации…)

Вадим Пашкевич: В регионах сохраняется тот же общий порядок открытия магазина (торгового объекта) и получения лицензии на осуществление розничной торговли. Однако исходя из особенностей той или иной территориальной единицы, а также сферы торговли, местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать дополнительные требования к указанным ранее.

 

- Могли бы вы назвать основные «болевые точки» - проблемы, с которыми сталкивается человек, желающий открыть магазин?

Недостача торговых площадей, высокая стоимость аренды, сложная, затратная система таможенного оформления, сертификации…

Илья Латышев: Все названное вами – это субъективные моменты. Того, кто реального хочет вести бизнес в Беларуси и готов это делать, это не остановит.

Из юридических аспектов в качестве проблемных я бы назвал большое количество административных процедур, которые необходимо пройти для того, чтобы получить ту же самую лицензию на розничную торговлю. При этом многие моменты законодательно не урегулированы и отданы на внутреннее усмотрение чиновников, принимающих соответствующее решение.

Один из последних примеров из нашей практики. Клиенты решили открыть в Минске секс-шоп. Официальный, реальный, а не существующий только в сети Интернет. Нашли одно помещение для магазина – местная администрация отказала в согласовании размещения там секс-шопа. Сотрудники администрации устно порекомендовали найти помещение в торговом центре. Нашли помещение в торговом центре – однако опять последовал отказ. Третье помещение нашли в другом районе – администрация того района тоже отказала. Причем отказы все были сугубо формальные.

Прошло только четвертое или пятое помещение, расположенное в третьем районе.

Люди потеряли полгода времени. А сколько сил и нервов! И это при том, что в Минске нет ни одного реального (невиртуального) секс-шопа.

 

Вадим Пашкевич: Согласен, что некоторые проблемы при открытии магазина связаны с получением согласований компетентных органов и организаций.

Например, если субъект хозяйствования желает открыть продуктовый магазин, то до заключения договора аренды стоит ознакомиться с санитарными нормами и правилами, которым должен соответствовать продуктовый магазин. Если арендуемое помещение находится в подвальном помещении здания, сложно будет соответствовать некоторым из указанных норм.

При заключении договора аренды помещения также стоит поинтересоваться у арендодателя, были ли произведены какие-либо перепланировки помещения или переоборудование сетей противопожарной защиты (извещатели и т.д.), которые не были согласованы в установленном порядке. Если указанные и иные изменения не были согласованы, орган пожарного надзора вынесет предписание полностью восстановить проектное состояние помещения.

Органы внутренних дел иногда при согласовании устанавливают требование субъекту хозяйствования заключать договоры с Департаментом охраны на оказание услуг по охране этого объекта и установление тревожной кнопки, хотя нормативными правовыми актами данная обязанность для субъектов хозяйствования не установлена.

Кстати, некоторые администрации районов г. Минска устанавливают более «льготный» порядок для размещения торговых объектов в торговых центрах. В этом случае субъекту хозяйствования на первом этапе достаточно получить согласование лишь территориального органа государственного санитарного надзора.

Некоторые проблемные моменты при открытии торговых объектов связаны с пробелами в законодательстве, особенно если они касаются вопроса осуществления не «стандартной» розничной торговли.

Например, взять те же секс-шопы. Действующим законодательством предусмотрено, что розничная торговля товарами сексуального назначения допускается только в торговых объектах (т.е., к примеру, через Интернет такими товарами торговать нельзя, если у субъекта хозяйствования нет торгового объекта). А согласование размещения торгового объекта входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органах. И в связи с тем, что законодательно не установлены критерии размещения таких торговых объектов, субъектам хозяйствования приходится ходить из одной администрации района в другую в поисках более лояльных чиновников к такому виду розничной торговли.

- Что в условиях ведения бизнеса в Беларуси изменилось к лучшему?

Илья Латышев: Подвижки есть. Сократилось время регистрации субъектов хозяйствования. Отменили обязательную регистрацию цен на определенные товары, работы, услуги. Но для улучшения ведения бизнеса в Беларуси нужно сделать еще очень и очень много.

- Какие характерные ошибки допускают люди на начальном этапе создания бизнеса, каких юридических, экономических моментов не учитывают?

Илья Латышев: На мой взгляд, основная ошибка начинающих деловых людей заключается в том, что они идут в бизнес неподготовленными. Они не знают ни законодательства, ни состояния и потребностей рынка, ни того, чем они планируют заниматься. И при этом люди, как я уже говорил, не обращаются за профессиональной помощью, пытаются все сделать сами, надеясь на бесплатные подсказки знакомых или из Интернет.

Недели две назад пришли на консультацию к нам двое ребят. Говорят, хотим бизнесом заняться, у нас есть классная идея, но … нет денег даже на вашу консультацию – можно мы с вами потом рассчитаемся, когда реализуем наш проект?..

Оказалось, ребята хотят заняться девелоперским бизнесом – взять участок, нанять подрядчиков, построить офисное здание и т.д. Но при этом денег у них нет. Как выделяется земля в Минске – они не знают. И более того, они минимально не знают даже, на каких условиях можно получить кредит…

Вадим Пашкевич: Не редкими являются и случаи, когда учредители до создания предприятия не выясняют подробно, какие административные процедуры им предстоит пройти перед началом осуществления запланированного вида деятельности, например: получение той или иной лицензии, гигиеническая регистрация или сертификация продукции и т.д. Такая ситуация возникает, например, когда у учредителей уже есть какой-то товар, который нужно реализовать, либо есть возможность заключить выгодный контракт с поставщиком и им нужно в кратчайшие сроки зарегистрировать юридическое лицо.

Немаловажными вопросами являются также стоимость и сроки указанных процедур. Т.к. стоимость прохождения указанных процедур (государственные пошлины и т.д.) может сделать невыгодным дальнейшую реализацию товара. А срок прохождения указанных процедур может сделать неактуальным предложение этого товара на рынке.

- Если открывать свой маленький магазин, то какой продукцией вы бы посоветовали торговать в настоящих экономических условиях? Одежда, промтовары, продукты питания, что-то другое? Возможно, вы бы могли сказать с точки зрения юриста – в какой сфере бизнес вести легче с точки зрения сертификации продукции, налогообложения?

Илья Латышев: Думаю, этот вопрос больше к маркетологам – что сейчас на рынке более востребовано. Но если интересует мое мнение, то я бы, наверное, обратился к продуктам питания. Несмотря на кризис, люди всегда будут есть. А вот с покупкой новой одежды или предмета роскоши (даже того же самого нового мобильного телефона) могут повременить. У нас среди клиентов, кстати, есть пример, когда человек продал свой бизнес по торговле мобильными телефонами и планирует заняться именно продуктами питания.

наверх
Задать вопрос