Комментарий к статье 12.8 КоАП «Нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности»

Дата публикации: 20 марта 2014 г.

Алексей Лукашов, старший юрист отдела консалтинга «RAIDLA LEJINS & NORCOUS», кандидат юридических наук.


1. Комментируемое административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, элементом которого являются нормы об открытии индивидуальным предпринимателем в банке текущих (расчетных) счетов.

 

 

2. Индивидуальные предприниматели могут осуществлять предпринимательскую деятельность с открытием или без открытия в банке текущего (расчетного) счета (о понятии «предпринимательская деятельность» см. в п. 2 комментария к статье 12.7 КоАП).

 

Текущий (расчетный) счет открывается в банке путем заключения индивидуальным предпринимателем договора текущего (расчетного) банковского счета в порядке, предусмотренном статьями 197 — 199 БК. В соответствии со статьей 22 БК такие договоры являются публичными и (или) договорами присоединения, если иное не предусмотрено правилами, действующими в банке.

 

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.02.2000 N 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» (далее — Указ N 82) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета только в двух случаях:

  • если ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог в соответствии с законодательными актами, превышает сумму, эквивалентную 1000 базовых величин, на первое число месяца, в котором производилась реализация товаров (работ, услуг);
  • если прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.

 

 

3. С объективной стороны административное правонарушение выражается в осуществлении индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без открытия в банке в указанных выше случаях текущего (расчетного) счета, в том числе тогда, когда предпринимательская деятельность осуществлялась после закрытия такого счета без открытия нового текущего (расчетного) счета.

 

Состав административного правонарушения будет иметь место со дня совершения индивидуальным предпринимателем хотя бы одной сделки до установленного Указом N 82 дня открытия в банке текущего (расчетного) счета или с момента совершения хотя бы одной сделки после закрытия индивидуальным предпринимателем своего текущего (расчетного) счета.

 

Если индивидуальный предприниматель открыл в банке текущий (расчетный) счет в одной валюте (например, в белорусских рублях), а осуществлял сделки, по которым в качестве валюты платежа использовалась другая валюта (например, евро), без открытия в банке текущего (расчетного) счета в другой валюте, то такое осуществление индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности также является административным правонарушением, предусмотренным статьей 12.8 КоАП.

 

Продолжительность и масштабы осуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без открытия в банке текущего (расчетного) счета не имеют значения для оценки содеянного в качестве административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП, однако в соответствии с частью 2 статьи 7.1КоАП данное обстоятельство подлежит учету при определении размера штрафа, налагаемого на виновного, а также может быть учтено в соответствии со статьей 8.2 КоАП при решении вопроса об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

 

 

4. Административное правонарушение влечет административную ответственность как при умышленном нарушении индивидуальным предпринимателем указанных правил, когда он достоверно знал об обязанности по открытию в банке текущего (расчетного) счета и игнорировал ее, так и в случае невыполнения этой обязанности по неосторожности.

 

Административное правонарушение совершается по неосторожности, когда, например, индивидуальный предприниматель, зная о необходимости открыть текущий (расчетный) счет, не делает этого в установленный срок. Неосторожная вина налицо и тогда, когда индивидуальный предприниматель не знал о том, что после смены им режима налогообложения (например, перехода с уплаты единого налога на уплату налога при упрощенной системе налогообложения) он обязан открыть указанный счет, хотя должен был и мог позаботиться о том, чтобы выяснить, каков порядок осуществления им предпринимательской деятельности в таком случае.

 

Как уже было указано, обстоятельства, характеризующие степень его вины, в соответствии с частью 2 статьи 7.1 КоАП подлежат учету при определении размера штрафа, налагаемого на виновного, а также при решении вопроса об освобождении от административной ответственности по основаниям, указанным в статье 8.2 КоАП.

 

 

5. Субъектом административного правонарушения является индивидуальный предприниматель, т. е. лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и включенное в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Лицо, осуществлявшее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и открытия в банке текущего (расчетного) счета на свое имя как индивидуального предпринимателя, подлежит административной ответственности по части 11 статьи 12.7 КоАП. Указанные действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП.

 

 

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.8 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговых органов;
  • прокурор (по делам о таких административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором при осуществлении надзорных функций).
  • рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.8 КоАП, уполномочены:
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (по делам об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь);
  • налоговые органы (по делам об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов);
  • районные (городские) районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних (дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними).

наверх
Задать вопрос