Комментарий к изменениям в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», вступающих в силу в 2011 году.

Принятие 15.07.2010 г. Закона Республики Беларусь № 168-З  «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) стало очередным шагом вперед в правовом регулировании деятельности хозяйственных обществ в Республике Беларусь. Закон распространяет свое действие на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, и дает ответы вопросы, не раз возникающие в хозяйственной деятельности обществ, и требующие разъяснения в законодательстве.

Закон опубликован 02.08.2010 г. и вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Следует отметить, что хозяйственные общества не ждет перерегистрация. Однако согласно ч. 1 ст. 2 Закона хозяйственные общества, зарегистрированные до его вступления в силу, при первом после вступления в силу Закона внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие, до этого уставы хозяйственных обществ будут действовать в части, не противоречащей Закону.

Итак, остановимся на некоторых изменениях в правовом регулировании создания и деятельности хозяйственных обществ, которые ждут нас в 2011 г.

1. В случае, когда в уставный фонд хозяйственного общества вносится неденежный вклад, Закон предоставил право учредителям (при создании хозяйственного общества) и участникам (при увеличении уставного фонда хозяйственного общества) по своему выбору обратиться либо за независимосй оценкой вклада либо за экспертизой достоверности оценки вклада. Напомним, что в настоящее время проведение экспертизы достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества является обязательным, независимо от того, была ли проведена независимая оценка.

2.   Закон исключил норму, согласно которой в случае уменьшения стоимости чистых активов хозяйственного общества меньше минимального размера уставного фонда, установленного законодательством, оно подлежит ликвидации, и установил это как основание для ликвидации исключительно для закрытых и открытых акционерных обществ, в отношении которых законодательством предусмотрен минимальный размер уставного фонда.

3. Законом установлены требования к форме извещения о проведении общего собрания участников хозяй­ственного общества. Извещение должно быть направлено лицам, имеющим право на участие в общем собрании, заказным письмом, если уставом хозяйственного общества не предусмотрен иной способ направления этого извещения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех участников общества печатном средстве массовой информации, определенном уставом общества, и (или) размещено на сайте хозяйственного общества в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом извещение о проведении общего собрания участников хозяйствен­ного общества с числом участников не более ста должно быть направлено лицам, имеющим право на участие в общем собрании, заказным письмом с уведомлением о его вручении, если уставом хозяйственного общества не предусмотрен иной способ направления извещения.

4. Особого внимания заслуживает порядок оформления протокола общего собрания участников хозяйственного общества, установленный Законом. Так, протокол подписывается (с визированием каждой страницы, включая решения, прилагаемые к протоколу) председателем общего собрания участников хозяйственного общества, секретарем (при его наличии), а также не менее чем двумя членами счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лицами, принявшими участие в этом собрании. Протокол помимо указанных лиц по решению общего собрания участников хозяйственного общества может подписываться и иными лицами. К протоколу прилагается список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом. Список лиц, зарегистри­ровавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, должен содержать подписи этих лиц.

5. Закон также предоставил право участникам обществ с ограниченной ответственностью (обществ с дополнительной ответственностью) требовать созыва внеочередного общего собрания участников общества, даже если они обладают в совокупности менее чем 10% голосов от общего количества голосов участников общества в случае, когда это предусмотрено уставом общества. 

6. Законом предусмотрено, что в случае создания в хозяйственном обществе коллегиального исполнительного органа, его председатель действует от имени хозяйственного общества без доверенности -  представляет его интересы (в том числе в органах управления иных юридических лиц, участником которых является хозяйственное общество), совершает сделки от имени хозяйственного общества и др.). С каждым членом коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества заключается трудовой договор (контракт) либо гражданско-правовой договор.

7. Законом предусмотрено право участника, подавшего заявление о выходе из состава участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), письменно обратиться к обществу об отзыве указанного заявления до определения общим собранием участников общества момента расчета с этим участником. В этом случае участие возобновляется с даты принятия общим собранием участников этого общества решения о согласии на отзыв заявления о выходе участника из общества, которое принимается большинством голосов от общего количества голосов участников общества без учета голосов, принадлежащих участнику, подавшему заявление о выходе.

8. Закон также урегулировал ситуацию, когда участник общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) игнорирует участие в общем собрании участников общества либо голосует против (воздерживается от голосования) по вопросам внесения изменений в устав общества в случае, когда устав должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством и при этом количество голосов иных участников составляет менее количества, установленного законодательством для принятия такого решения. В этом случае иные участники общества вправе принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества только в части его приведения в соответствие с законо­дательством единогласно без учета голосов участника (участников), уклоняющегося от принятия указанного решения. Закон разъясняет, что участник (участники) общества уклоняется от принятия общим собранием участников решения о внесении изменений и  (или) дополнений в устав общества в связи с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством, если этот участник (участники), извещенный надлежащим образом более двух раз о созыве и   проведении общего собрания участников, повестка дня которого включает указанный вопрос, не принимает в нем участия без уважительной причины, либо неоднократно (два и более раза) голосует против принятия такого решения, либо воздерживается от его принятия.

9. Особого внимания заслуживает норма Закона, согласно которой у акционера закрытого акционерного общества появилась реальная возможность отчуждать принадлежащие ему акции «одним пакетом». Согласно новым положениям, если предложенные к реализации акции не могут быть приобретены акционерами, и (или) обществом, и (или) третьим лицом, определенным обществом, в полном объеме, с акционером может быть достигнуто соглашение о частичной продаже предложенных к реализации акций. Оставшиеся после частичной продажи акции могут быть проданы акционером любому третьему лицу по цене не ниже цены, предложенной акционерам закрытого акционерного общества. В случае, если со стороны акционеров и общества в срок, установленный уставом общества, не получено согласие на приобретение акций, продаваемых другим акционером закрытого акционерного общества, либо получен отказ от их приобретения либо если соглашение о частичной продаже предложенных к реализации акций не достигнуто, эти акции могут быть проданы акционером любому третьему лицу по цене не ниже цены, предложенной акционерам закрытого акционерного общества, «одним пакетом».

10. Закон установил порядок определения цены выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров, - она утверждается тем же общим собранием акционеров, которое принимает решение, способное повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества, но не менее номинальной стоимости акций, а в случае проведения независимой оценки стоимости акций — не менее стоимости акций, указанной в заключении об оценке. Независимая оценка стоимости акций должна быть проведена по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами двух и более процентов голосующих акций акционерного общества, за счет средств общества либо может быть проведена по инициативе самого общества или любого акционера (акционеров) за счет собственных средств. При этом Законом также был установлен предельный срок, в течение которого акционерное общество должно выкупить акции в случае соответствующего требования акционера – в пределах шести месяцев.

Законом внесен ряд иных изменений, касающихся учета аффилированных лиц хозяйственного общества, совершения крупных сделок хозяйственным обществом, порядка проведения общих собраний участников и т.д., однако в рамках настоящей статьи не представляется возможным рассмотреть по существу каждый из таких вопросов. Представляется, что в ближайшее время в юридической литературе появится ряд статей, посвященных нюансам нового порядка правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.   

 

Начальник отдела регистрации ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Лариса Кожич

12.08.2010 г.

наверх
Задать вопрос