Выбираем организационно-правовую форму юридического лица

 

Лариса Кожич, юрист (2014г.)

Обновлено по состоянию на 02.2019г.

 

 

После того как принято решение о создании своего бизнеса учредитель сталкивается с проблемой выбора организационно-правовой формы будущего юридического лица. Из анализа п.2 ст.46 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) следует, что в Республике Беларусь коммерческие организации могут создаваться в форме полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

Ниже рассмотрим те принципиальные особенности создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытых и открытых акционерных обществ (ЗАО и ОАО), а также унитарных предприятий, которые важны при выборе одной из этих организационно-правовых форм будущего юридического лица. По итогам 2013 г. (по данным официального сайта Министерства юстиции Республики Беларусь) в Республике Беларусь были зарегистрированы 49,9% унитарных предприятий, 46 % обществ с ограниченной ответственностью, остальная доля приходится на КФХ, учреждения, ЗАО и ОДО.

 

Не будут рассмотрены в настоящей статье такие организационно-правовые формы, как:

  1. Полные и коммандитные товарищества, поскольку предполагают «двойную» регистрацию - учредителями полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, они солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, что означает право кредиторов при недостаточности имущества товарищества обратиться за взысканием долга в полном объеме к любому из участников, также имеются нюансы при выходе из состава участников товарищества и др.
  2. Производственные кооперативы, поскольку предполагают не только денежные (имущественные) вклады учредителей в развитие бизнеса, но и личное трудовое участие в его деятельности. При этом распределение прибыли также ставится в зависимость от трудового участия участника в деятельности кооператива.
  3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, поскольку предполагают определенную цель создания организации - производство сельскохозяйственной продукции, а также ее переработку, хранение, транспортировку и реализацию, личное трудовое участие и могут быть созданы одним учредителем либо членами одной семьи.
  4. Вышеуказанные формы организации бизнеса не получили широкого распространения в силу специфики их создания и деятельности. На практике проще найти партнера, готового вкладывать свои средства в развитие общего бизнеса и рисковать лишь в пределах вложенной суммы, чем партнера, готового принимать личное трудовое участие в деятельности фирмы и нести ответственность по долгам фирмы всем своим имуществом.

 

УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Как любая форма организации своего бизнеса, унитарное предприятие (конкретно унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного управления) имеет как преимущества, так и недостатки.

 

Так, унитарное предприятие может быть организовано лишь одним лицом (физическим либо юридическим).

 

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия после вступления в силу с 1 февраля 2009 г. Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение), законодательством не установлен, т.е. учредитель сам определяет сумму своего вклада.

 

Вкладом в уставный фонд унитарного предприятия могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

 

Следует отметить, что 24 января 2013 г. Президент Республики Беларусь подписал Декрет №2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г.» (далее – Декрет №2).

 

Существенные изменения претерпел порядок формирования уставного фонда коммерческой организации (ЧУП, ООО, ОДО, ЗАО, ОАО и др.). Так, согласно ч. 2 п. 7 Положения о госрегистрации объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты ее государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен ее учредительными документами. При этом, согласно ч. 4 п. 7 и ч. 1 п. 22 Положения о госрегистрации в случае, если коммерческая организация по истечение указанного срока формирует свой уставный фонд в меньшем размере, чем это было предусмотрено в учредительных документах, такая организация обязана в течение двухмесячного срока уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера и предоставить соответствующие изменения в учредительные документы для государственной регистрации.

 

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит учредителю на праве собственности, а унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, что предполагает, помимо прочего, получение согласия собственника на продажу принадлежащего унитарному предприятию недвижимого имущества, передачу его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ, а также на распоряжение этим имуществом иным способом.

 

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем предприятия (п.2 ст.114 ГК).

 

В соответствии с п.5 Положения местонахождением унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества унитарного предприятия, если:

  • жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
  • учредитель постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют соответствующая отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

 

Однако осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.

 

Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если имеет основное место работы, т.е. работать по совместительству.

 

Директору унитарного предприятия предоставлено право самому вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, если этот директор отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, а именно: имеет высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности бухгалтера не менее трех лет; не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (ч. 2 ст.7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"). В таком случае в штате отсутствует должность главного бухгалтера (бухгалтера).

 

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя или собственника его имущества, а учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана учредителем или другими лицами, в т.ч. руководителем предприятия, имеющими право давать обязательные для предприятия указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия. На таких лиц при недостаточности имущества предприятия возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего. Норма о привлечении учредителей (участников) к дополнительной ответственности по обязательствам юридического лица предусмотрена ч. 2 ст. 11 Закона Республики  Беларусь от 13.07.2012 г. №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и носит универсальный характер, а значит, распространяется как на унитарные предприятия, так и на хозяйственные общества.

 

Для привлечения к субсидиарной ответственности необходимо, чтобы судом были установлены следующие обстоятельства (п.9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»):

  1. наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;
  2. совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;
  3. наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;
  4. недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

 

Единственным органом унитарного предприятия признается руководитель. Такой вывод вытекает из толкования п.4 ст.113 ГК, который устанавливает, что органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом, и ему подотчетен. Собственник имущества унитарного предприятия - физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя.

 

Возникает вопрос по поводу статуса уполномоченного собственником органа. Очевидно, в данном случае речь идет о возможности назначения руководителя государственным органом управления, который к органам юридического лица отношения не имеет.

 

В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 113 ГК полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).

 

Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами.

 

Лишь в предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п.2 ст.49 ГК).

 

Это означает, что практически вся полнота власти в унитарном предприятии находится в руках руководителя. Любое расширение прав учредителя в отношениях с третьими лицами по сравнению с нормами законодательных актов, будет неправомерным.

 

Кроме того, наличие лишь одного органа в унитарном предприятии существенно снижает риск субсидиарной ответственности учредителя, если он одновременно не является и руководителем унитарного предприятия.

 

Один из основных недостатков унитарного предприятия - сложность выхода из бизнеса при данной организационно-правовой форме, поскольку предполагает либо 1) продажу предприятия как имущественного комплекса, что является дорогостоящей процедурой либо 2) его ликвидацию, срок которой составляет от 2-х месяцев либо 3) принятие в состав участников третьих лиц с последующей реорганизацией унитарного предприятия, например, в хозяйственное общество и выходом первоначального учредителя из состава этого общества. Последний вариант имеет особенности процедурного характера и налогообложения.

 

В первом случае при продаже предприятия необходимо зарегистрировать его как имущественный комплекс в научно-производственном государственном республиканском унитарном предприятии «Национальное кадастровое агентство», во втором - потратить достаточно времени, сил и средств на ликвидацию предприятия, в третьем - предполагается регистрация реорганизации из унитарного предприятия в хозяйственное общество, а затем регистрация изменения состава участников (либо еще одна реорганизация из хозяйственного общества в унитарное предприятие).

 

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и (или) юридические лица. Количество участников ООО должно быть не менее одного и не более пятидесяти (ч.1 ст.91 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-ХII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон)).

 

В случае, когда количество учредителей ООО более трех, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе (подавать документы на государственную регистрацию и совершать иные действия в регистрирующем органе).

 

После вступления в силу с 1 февраля 2009 г. Положения минимальный размер уставного фонда ООО законодательством не установлен, т.е. учредители сами определяют сумму своих вкладов.

 

Вкладом в уставный фонд ООО могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (часть первая ст.29 Закона). При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ООО, не может быть более 50 % уставного фонда ООО.

 

Имущество ООО принадлежит ему на праве собственности.

Уставный фонд ООО разделен на доли, размер которых учредители указывают в своих учредительных документах.

 

Размер долей обычно соответствует вкладу в уставный фонд и в дальнейшем определяет количество голосов на общем собрании участников и долю в распределяемой прибыли. Следует отметить гибкость законодательства в данном вопросе: в учредительных документах можно установить размер доли, который не зависит от величины вклада, количество голосов распределить между участниками по каким-либо иным критериями, а также установить какое-либо иное соотношение распределяемой прибыли между участниками (часть первая ст.94, часть первая ст.109, часть первая ст.96 Закона).

 

Необходимо обратить внимание на используемое на практике соотношение долей и голосов в пропорции 50 % на 50 %. Так, почти по всем вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, необходим как минимум 50 %+1 голос участников ООО (или 50 %+1 голос участников, принявших участие в работе общего собрания участников). С учетом того, что решение большинства указанных вопросов не может быть отнесено к компетенции исполнительного органа ООО, такое распределение долей подразумевает согласие участников по всем вопросам. В случае какого-либо конфликта можно говорить о нестабильности таких обществ и, следовательно, осуществляемого бизнеса. В случае конфликта между участниками принципиальным будет являться вопрос о том, чью сторону займет руководитель ООО.

 

Учредительным документом ООО является утвержденный участниками устав (часть первая ст.92 Закона).

 

Местонахождением ООО по общему правилу может являться только нежилое помещение. Исключением являются очень редкие случаи, когда принято соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа о переводе жилого помещения в нежилое согласно ст.21 Жилищного кодекса Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

 

Должность директора ООО может занимать один из участников.

 

В штате ООО должна быть предусмотрена должность главного бухгалтера либо ООО должно заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, либо с бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем.

 

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (часть первая ст.95 Закона).

 

Если экономическая несостоятельность (банкротство) ООО вызвана участниками или другими лицами, в т.ч. руководителем ООО, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества ООО возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего при наличии вины (ч. 2 ст. 11 Закона о банкротстве).

 

Данное положение носит универсальный характер и распространяется на все юридические лица, которые могут признаваться экономически несостоятельными. Однако ответственность участников ООО обуславливается тем фактом, что общее собрание участников - коллегиальный орган, а это значительно сужает вероятность и возможность привлечения участников к субсидиарной ответственности.

 

Органами управления и контроля в ООО являются (ст.33 Закона):

1) высший орган управления - общее собрание участников ООО (в него входят все участники ООО, которыми избирается председатель общего собрания участников);

2) исполнительный орган управления - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор, управляющая компания либо управляющий);

3) в ООО может создаваться совет директоров (наблюдательный совет);

4) контрольный орган - ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ООО либо единоличным исполнительным органом).

 

В отношении хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) законодательством установлено понятие «аффилированные лица», «заинтересованность аффилированных лиц в совершении хозяйственным обществом сделки». Обязанность хозяйственного общества определять круг и вести учет аффилированных лиц общества предусмотрена ст.56 Закона. Аффилированными лицами хозяйственного общества признаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лица, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние. Определение круга аффилированных лиц имеет юридическое значение прежде всего потому, что существует установленный законодательством определенный порядок заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц общества, при нарушении которого сделка может быть признана судом недействительной.

 

Одним из преимуществ ООО является не осложненная дополнительными формальностями возможность выхода из бизнеса путем продажи принадлежащей участнику доли третьим лицам (ст.101 Закона) либо подача соответствующего заявления, которая влечет выплату выходящему участнику стоимости части имущества этого общества, соответствующей доле этого участника в уставном фонде ООО и соответствующей части прибыли (ст.103 Закона).

 

Следует отметить, что подача заявления о выходе может быть ничем не обусловлена и позволяет в определенной мере реализовать имущественные права участника, что практически невозможно в акционерном обществе.

 

 

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Следует отметить, что после вступления в силу 1 февраля 2009 г. Положения общество с дополнительной ответственностью потеряло свое основное преимущество - размер минимального уставного фонда, установленный законодательством, ранее составлял 200 евро.

 

К ОДО применяются нормы законодательства, регулирующего создание и деятельность ООО с учетом некоторой специфики ответственности учредителей ОДО. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам ОДО в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам (п.21 Положения).

 

 

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Учредителями ЗАО могут быть граждане и (или) юридические лица. 

 

В случае, когда количество учредителей ЗАО более трех, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе (подавать документы на государственную регистрацию и совершать иные действия в регистрирующем органе).

 

Минимальный размер уставного фонда ЗАО после вступления в силу 1 февраля 2009 г. Положения составляет 100 базовых величин.

 

Вкладом в уставный фонд ЗАО, как в ООО и ОДО, могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (часть первая ст.29 Закона).

 

Существует ограничение, установленное частью третьей ст.29 Закона, согласно которому уставный фонд ЗАО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ЗАО, не может составлять более 50%  уставного фонда ЗАО.

 

Уставный фонд ЗАО должен быть сформирован на 100 % в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации. Как было ранее указано, после вступления в силу Декрета №2 порядок формирования уставного фонда ЗАО становиться более гибким. Однако в отличие от ЧУП и ООО, ЗАО не могут уменьшить размер своего уставного фонда ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.

Имущество ЗАО принадлежит ему на праве собственности.

Уставный фонд ЗАО разделен на определенное число акций, количество и номинальная стоимость которых указывается в уставе ЗАО (часть вторая ст.69 Закона).

 

Следует иметь в виду, что Закон для ЗАО в отличие от ООО устанавливает жесткое правило: «одна акция - один голос», но позволяет по-иному распределять прибыль за счет наличия института привилегированных акций.

 

Учредительным документом ЗАО является устав, утверждаемый акционерами ЗАО (часть первая ст.69 Закона).

 

Местонахождением ЗАО по общему правилу может являться только нежилое помещение. Исключением являются очень редкие случаи, когда принято соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа переводе жилого помещения в нежилое согласно ст.21 Жилищного о кодекса и иным нормативным правовым актам.

 

Требования законодательства по оформлению трудовых отношений директора и главного бухгалтера ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО, рассмотренных выше.

 

Акционеры ЗАО не отвечают по обязательствам ЗАО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случая, когда экономическая несостоятельность (банкротство) ЗАО вызвана его акционерами или другими лицами, в т.ч. руководителем ЗАО, либо возглавляющим коллегиальный исполнительный орган ЗАО, имеющими право давать обязательные для ЗАО указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия. На таких лиц при недостаточности имущества ЗАО возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего (ч. 2 ст. 11 Закона о банкротстве).

 

Органами управления и контроля в ЗАО являются (ст.33 Закона):

  1. высший орган управления - общее собрание акционеров ЗАО (в него входят все акционеры ЗАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров);
  2. исполнительный орган управления - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор, управляющая компания либо управляющий);
  3. в ЗАО может быть создан совет директоров (наблюдательный совет) (ст.84 Закона);
  4. контрольный орган - ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ЗАО либо единоличным исполнительным органом, член совета директоров (наблюдательного совета)).

 

Требования законодательства по ведению учета аффилированных лиц ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО, рассмотренных выше.

 

Дополнительным требованием к ЗАО является регистрация акций в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов РБ, которая предполагает, помимо временных затрат, уплату государственной пошлины за регистрацию акций (а в последующем при изменении размера уставного фонда - соответствующую регистрацию). Порядок регистрации акций регулируется Инструкцией о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг , утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 , п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Дополнительно ЗАО обязано заключить договор на депозитарное обслуживание, иметь работника с квалификационным аттестатом, выданным Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов РБ, либо заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор, предусматривающий оказание соответствующих услуг.

 

Возможность выхода из ЗАО может быть реализована путем продажи акций на внебиржевом рынке. Уставом ЗАО должно быть предусмотрено условие продажи своих акций только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц.

 

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Как уже отмечалось, в условиях неразвитости фондового рынка и практической невозможности привлечения больших объемов инвестиций за счет открытого размещения выпускаемых акций, создание новых ОАО в Республике Беларусь является скорее исключением, чем правилом.

 

Большинство существующих ОАО было создано в ходе разгосударствления и приватизации государственного имущества, и оборот их акций вообще имеет специальное регулирование.

К ОАО применяются нормы законодательства, регулирующего создание и деятельность закрытого акционерного общества, однако есть и своя специфика.

Размер уставного фонда ОАО после вступления в силу с 1 февраля 2009 г. Положения составляет 400 базовых величин.

 

Органами управления и контроля в ОАО являются:

  1. высший орган управления - общее собрание акционеров ОАО (в него входят все акционеры ОАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров);
  2. в ОАО с числом акционеров более пятидесяти в обязательном порядке создается совет директоров (наблюдательный совет). В остальных случаях решение о создании указанного органа остается за акционерами;
  3. исполнительный орган - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор, управляющая компания либо управляющий);
  4. контрольный орган - ревизионная комиссия. В отличие от иных хозяйственных обществ наличие лишь ревизора не допускается (часть первая ст.86 Закона).

 

Следует отметить, что в ОАО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более ста избирается счетная комиссия, в составе которой не может быть менее 3 человек. В нее не могут входить члены органов ОАО, в т.ч. представители управляющей организации или управляющий, и лица, выдвигаемые кандидатами на должности в эти органы. Счетная комиссия не является органом ОАО.

 

Дополнительным требованием к ОАО является то, что при выпуске акций в ОАО необходимо зарегистрировать проспект эмиссии акций и заверить краткую информацию об открытой подписке (продаже) акций в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов РБ, после чего проводится открытая подписка (продажа) акций. Также в ОАО обязательно необходимо иметь работника с квалификационным аттестатом, выданным Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов РБ.

 

Открытое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством.

 

Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Однако в отличие от ЗАО, акции ОАО продаются на бирже.

 

 

наверх
Задать вопрос